Коллекция онлайн

1919, Иркутск – 1994, Санкт-Петербург

Утро

1959–1960

  • Холст, масло. 160 x 330
  • Ж-7740

  • Пост. в 1962 через МК РСФСР, Москва


Картина „Утро“ принадлежит к числу живописных шедевров Загонека. Ее замысел связан с впечатлениями художника от окрестностей Онежского озера, которые он посетил в 1955 году. В картине обобщены мотивы встречающихся в онежских произведениях шествующих женщин, плещущихся гусей, отражений в воде с переживанием своеобразия северной русской природы, которые художник преломил в поэтический образ весеннего колхозного утра. На этот единый, цельный образ, отражающий программную для советского искусства идею позитивной демонстрации современной трудовой жизни, работают все художественные приемы — и горизонтальное фризовое решение картины с ее ритмической насыщенностью, и пластико-колористическая изысканность, богатство эмоциональных оттенков. Картина воспринимается как монументальное панно, как своего рода песня о небесных, водных и земных просторах и о жизнерадостности обитателей этого мира.

В отличие от произведения „Гроза прошла“, написанного за исключительно короткий срок (около года), „Утро“ вынашивалось более трех лет, не считая тех заготовок, что присутствовали в работах онежского периода. Художник писал для нее многочисленные этюды и эскизы, решая проблему большеформатной картины и стремясь согласовать свои творческие задачи с контекстом советского искусства, переживавшего на рубеже 1950-1960-х годов энтузиазм „сурового стиля“. На выставке произведений ленинградских художников 1960 года картина стояла особняком, выделяясь своими лирико-поэтическими особенностями. // Тамара Чудиновская. Большая картина. СПб., 2006.  С. 273.

Замысел картины "утро" связан с впечатлениями художника после посещения в 1955 году окрестностей Онежского озера. В ней обобщены мотивы, которые художник преломил в поэтический образ весеннего колхозного утра. На этот образ работают все художественные приемы — горизонтальное фризовое решение картины, ритмическая насыщенность, богатство эмоциональных оттенков. Картина воспринимается как монументальное панно, как своего рода песня о жизнерадостности обитателей этого мира.

Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 112.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: