Три радости
1916
В сказочно-метафорической форме Рерих воплощает свое представление о радостях, которые приносит человеку удовольствие от труда.
По легенде, странствующий гусляр навещает крестьянское семейство и повествует им о святых Егории, Николае Чудотворце и Илье Пророке, занятых мирскими делами. Егорий пасет коней; Николай Чудотворец — скот; Илья Пророк жнет рожь. Галина Кречина // Николай Рерих. В поисках Шамбалы. СПб, 2020. С. 65.
Сюжет картины Н. Рерих объяснял сам: "Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Николай Чудотворец стада убережет, сам Илья Пророк рожь зажинает". По словам Е. И. Рерих Николай Константинович был убежден, что каждому человеку дан высший дар и особая мудрость – познать радость. Но дается она только настоящим труженикам, которые работают на совесть.
На полотне изображена семья поселянина в окружении самых почитаемых на Руси Святых. Интересен образ Святого Егория, сына Софии Премудрости, царствующей на Руси. После 30 лет заточения он выходит на свет для утверждения на земле христианства. Святой Николай – заступник от бед и несчастий (кстати, икона Святого Николая всегда сопровождала художника во всех его передвижениях). Илья Пророк – озаренный Богом глашатый. Он управляет дождем, громом, молнией, он же посылает на землю плодородие. Центральное положение в картине занимает терем, некий центр русской земли, очертания которого повторяются в графике гор, лугов, полей, создавая единое жизнеутверждающее пространство. Вся картина исполнена чувства радости и счастья от золота солнечного дня, голубизны неба, тепла земли.