Коллекция онлайн

1879, Киев – 1935, Ленинград

Торс (Первообразование нового образа)

1928–1929

  • Холст, масло. 46 x 37
  • Ж-9400

  • Пост.: 1936 от наследников (Ленинград). Передана в 1977 МК СССР


Будучи директором Государственного института художественной культуры, хорошо сознавая значение своего творчества, своих исследований, Малевич долго и упорно добивался у властей заграничной командировки и, наконец, в 1927 году он повез в Европу свою выставку. Первой зарубежной столицей для урожденного поляка стала Варшава. Затем Берлин, где Малевич с успехом экспонировал свои работы. Далее художник планировал посетить Париж, однако был срочно отозван в Советскую Россию.

После возвращения на родину, Малевич пытался проанализировать свою роль в современной ему истории изобразительного искусства, и совершил беспрецедентный акт реконструкции собственного творческого пути в соответствии с теми теоретическими взглядами, которые исповедовал в это время. Такое переосмысление художником в конце жизни всего своего творчества с позиций зрелого мастера, стремление как бы пройти свой жизненный путь вспять, переписать его «набело» – это феномен, не имеющий аналогов в истории искусства XX века.

Так, созданную в 1928–29 г. картину «Торс»Малевич датирует 1910 годом, и дает пояснение на обороте холста – «первообразование нового образа» / проблема /цвет и форма / и / содержание». Слова эти свидетельствуют, что целью своей художник видел создание очищенной пластической формулы, «супрематизма в контуре человека».

Изображение построено на сложном гармоническом взаимодействии двух половин одного целого. Строгой выверенностью линий, плоскостей, овалов, сопоставлением локальных цветов, художник создал идеальный облик постсупрематической героини. Этот «новый образ» заключает в себе иную (по отношению к супрематизму ) идейно-пластическую программу, согласно которой новый человекцентр нового мира. Присутствие в фигуре белого цвета, дающего реальное представление о бесконечности, говорит о том, что в данном случае бесконечность заключена в самом человеке, который и становится для Малевича средоточием некоего абсолюта.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: