Автопортрет
Эскиз фресковой живописи. 1907
- Картон, масляно-восковая темпера. 69,3 x 70
- Ж-9413
Пост.: 1936 от наследников (Ленинград). Передана в 1977 МК СССР-
Сведения о реставрации:
Реставрация: Щукина Е. Ю., Русакова Н. И., Безсолицин И. С. (2007)
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Серия «эскизов для фресковой живописи» (или «Желтая серия») состоит из четырех картин и, будучи эпизодом в творчестве художника, остается обособленной. Общий замысел и предназначение эскизов пока остаются неизвестными. Иконные образы стилизуются или цитируются Малевичем, наполняясь символистической метафоричностью. Трактовка автопортрета также близка идеям времени; личность художника, творца, гения превращается в проводника божественного, претендует на сверхчеловеческое. Фигуры во всех эпизодах уплощены, бестелесны, стилистической доминантой, как и положено модерну, становится линейное начало, преобладание декоративизма. Все картины объединены мягкими охристо-зелеными тонами, пронизаны золотистым свечением, что, безусловно, также связано с идейным содержанием серии. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 311.
Один из первых известных нам автопортретов Малевича принадлежит к так называемой серии желтых. «Эскизы для фресковой живописи», как обозначил их сам художник, были написаны в год, отмеченный проведением в Москве выставки «Голубая роза». Это обстоятельство отнюдь не случайно: символистские устремления Малевича совпали с одним из кульминационных событий в истории символизма в русском изобразительном искусстве. Все работы «серии желтых» отличаются подчеркнутой орнаментальностью и сдержанной цветовой мелодичностью. В «Автопортрете» также в полной мере нашли отражение как особенности символистской эстетики, так и поиск собственного романтизированного образа внутри стилистики модерна. (Е. Б.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 88.
В 1907 году на выставке Московского товарищества художников Малевич представил цикл картин под названием «Эскизы фресковой живописи». Своим мистико-эзотерическим духом эти работы близки к произведениям русских художников-символистов, которые в поисках неопределённого, неизреченного, невыразимого наделяли картины «музыкальной фактурой» из цветовых вибраций.
Показать полный текстВ «Автопортрете» Малевич преображает собственный облик. Представая в окружении праведных душ, поющих средь райского сада, он уподобляет себя Богу. Жёлтый цвет здесь является живописным аналогом нетварного света, света внутреннего солнца, который озаряет всё пространство, не создавая при этом светотени. Такая трактовка образа, конечно же, выходила за рамки принятых норм. Хотя эта экстравагантная выходка вполне объясняется тогдашней самооценкой художника и невозможностью для него только вписываться в границы того или иного направления. Несколько лет спустя Малевич провозгласит: «Я начало всего, ибо в сознании моем создаются миры. Я ищу Бога, я ищу в себе себя. Не найдя в себе начала я воскликнул: «И создал меня Господь по образу и подобию своему!» и я так имею теперь представление о Боге: и лик Его и мой лик носят тождественность».