Коллекция онлайн

1879, Киев – 1935, Ленинград

Девушки в поле

1928-1929

  • Холст, масло. 106 х 125
  • Ж-9433

  • Пост.: 1936 от наследников (Ленинград). Передана в 1977 МК СССР


«Девушки в поле» относятся к последнему десятилетию жизни и творчества Малевича и входят в так называемый второй крестьянский цикл. В это время художник нередко возвращается к прежним мотивам, в какой-то мере реконструируя стилистику своих работ, созданных в начале 1910-х. Тема крестьянского труда, деревни, изобразительный фольклор всегда вдохновляли Малевича. Внешне неумелая выразительность пластики народных картинок, яркая насыщенность взятых из природы красок, затейливая метафоричность изобразительного языка, за которыми стояли складывавшиеся веками традиции, — все это давно и глубоко определяло художественное сознание Малевича. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 336.

На подрамнике картины, исполненной Малевичем в 1928–29-х годах, помещена весьма красноречивая авторская надпись: «Девушки в поле» 1912 г. № 26 «Супранатурализм». Художник изобрел новый термин. Объединив два понятия, «супрематизм» и «натурализм» он определил тем самым своеобразие пластического языка своих работ, построенных на слиянии геометрического, абстрактного и фигуративного начала. Дата же, «1912 год», откидывала возникновение «супранатурализма» в прошлое, делала его истоком, предтечей супрематизма.

В картине «Девушки в поле» сохраняется геометрическая основа в построении фигур, выработанная К. С. Малевичем в начале 1910-х гг. И в целом полотно «Девушки в поле» перекликается с ранними работами Малевича. Это не удивительно: в 1920-е гг. художник нередко обращался к повторению разных мотивов, вероятно, вследствие того, что выставка в Берлине в 1927 г., охватывающая в основном ранний период творчества Малевича, по ряду причин осталась за рубежом.

Стиль произведений, подобных «Девушкам в поле», выработан в процессе переосмысления кубизма под влиянием национальных традиций — иконы, лубка и фрески. Образное решение картины построено на цветовой и композиционной ритмике, в данном случае подчиненной законам симметрии. Художник акцентирует на этом внимание, рисуя расходящиеся от центра, окрашенные в разные цвета «лучи». Возникновение пестрого фона в композициях Малевича с фигурами, по мнению некоторых исследователей, объясняется влиянием картины М. В. Матюшина «Движение в пространстве». Малевич подчеркивает безликость персонажей картины, что соответствует его идее о «космическом» восприятии мира. Вместе с тем в композиции «Девушки в поле» ощущается отдаленная связь с обобщенными образами древнерусских фресок. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: