Коллекция Государственного Русского музея

1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград

Черный крест

Около 1923

  • Холст, масло. 106 х 106,5
  • Ж-9485

  • Пост. в 1936 от наследников (Ленинград). Передана в 1977 МК СССР.


Работа является составляющей частью триптиха, в который, помимо "Черного креста" входят известные "Черный квадрат" и "Черный круг". Объединив простейшие геометрические фигуры квадрата, круга и креста К.Малевич обращает свое искусство к традиционным символам Вселенной, трактуя их в избранном им супрематическом стиле. Взятые в абсолютной "чистоте", как некие первоосновы языка, они равнозначны живописным формулам, которые в сознании художника имеют сакральный смысл. В супрематических композициях художник трансформировал обыденное бытие человека на земле, помещая его как часть Вселенной в беспредметную среду. Художник рассматривал супрематизм как новую философию, целью которой является освобождение сознания, обособление воли от интеллекта. В своей статье "Кубизм" художник писал: "Нити ума, словно звук, присасывались к вещам, образуя собой целую сеть паутины, в которой запутывается сознание". Впервые К.С. Малевич применил термин "супрематизм" к большой группе своих картин с изображением геометрических абстракций, включая и триптих, выставленных на Петроградской футуристической выставке "ноль-десять" (1915). Тем самым он выражал свое понимание соотношения Человека и Вселенной. Человеку была дана возможность жить в раю и созерцать вечное, божественное, "построенное без помощи науки, университетов, грамоты... Он не выдержал этой системы и теперь в наказание трудится, пытаясь добиться совершенства и приблизиться к Богу...".


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: