Кому нечего терять
1911–1912
- Бумага, дублированная на ватман и холст, масло. 101 x 80
- Ж-9565
Пост. в 1978, дар Е. Н. Глебовой, сестры художника, Ленинград-
Сведения о реставрации:
Реставрация: Гусева О. С., Логдачёв В.Н. (1978) - Реставратор:
- Поделиться
В промежутке между двумя революциями появляются метафорические произведения Павла Филонова – «Кому нечего терять», «Пир королей», «Перерождение интеллигента». Они будто продолжают и объясняют одна другую.
Картина «Кому нечего терять» – о пролетариате, загнанном, забитом и униженном. Художник пишет людей сломленных, их жесты выражают крайнюю степень уныния, скорби и отчаяния, руки безвольно опущены, движения нелепы, неуклюжи, глаза смотрят в никуда. Громадные фигуры одиноко бродят, затерянные между коробок домов с пустоглазыми окнами-бойницами. Город оказывается населен некими убогими существами, пассивно ожидающими своей участи. Будто жертвы невидимого Рока, обреченные на заклание, блуждают эти призраки в трущобах и лабиринтах бесконечного каменного мешка.
Произведение погружает в мир острой социальной катастрофы. Скудный, бедный, нищий бездушный мир, в котором скорбят убогие люди.
Сострадание «униженным и оскорбленным» – традиционная тема русского искусства II-ой половины XIX века – нашла свое продолжение в противоречивом и многоплановом творчестве Филонова, пронизанном вопросами свободы человека в мире, его личной судьбы.