Коллекция онлайн

1883, Москва – 1941, Ленинград

Пир королей

1912–1913

  • Холст, масло. 175 х 215
  • Ж-9575

  • Пост.: 1977 в дар от Е.Н.Глебовой, сестры художника (Ленинград)


"Пир королей" относится к известному циклу работ Филонова "Ввод в мировый расцвет", состоящему, предположительно, из 22 произведений. Один из шедевров художника, "Пир королей" наилучшим образом характеризует истоки зарождения идеи "мирового расцвета": Филонов стремится воплотить в картине мысль об утраченной гармонии бытия. Сюжет картины, хотя это понятие в отношении всех картин Филонова достаточно условное, вдохновлен антиурбанистическими настроениями художника, страхом перед нарастающим антигуманизмом современного ему общества.

Картина "Пир королей" создана за год до начала Первой мировой войны. Современники восприняли ее как некое пророчество. Поэт Велимир Хлебников воспринял полотно как «…пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби». Изображенная сцена подобна видению Апокалипсиса. Исследователи творчества Филонова нередко приводили сравнение с "Пиром Ирода", а один из учеников художника назвал "Пир королей" демонической переработкой "Тайной вечери".

Образы, созданные кистью Филонова, подчеркнуто гротескны – зловещий оскал личин, холод и тьма, зияющие из пустых глазниц, завораживающе торжественные жесты костяных рук. Вся сцена подобна видению Апокалипсиса – погруженная в сумрак, она озаряется лишь всплеском кроваво-красных отсветов. Большой по формату холст издалека сияет и манит своими красками, и чем ближе подходишь к нему, тем явственней проступают из этого сияния мрачные фигуры, вселяющие ужас. Монстры, сидящие в креслах, похожих на гробы. Полные мучительной злобы (или злобной муки), они совершают ритуальное пиршество. Озаренные золотисто-красными и белыми вспышками адского пламени, светящиеся на черном фоне подобно витражу, предстают не столько жертвами, сколько демоническими вершителями людских судеб или, говоря языком самого Филонова, «дьяволами Бойни железобетонной».

Манера, в которой написана картина, впрямую несопоставима ни с одной из современных тенденций — слишком широк диапазон традиций, которые способен переосмыслить Филонов. "Пир королей", как, впрочем, все произведения Филонова, доказывает вторичность приема по отношению к замыслу, чем объясняется абсолютная непредсказуемость его живописного почерка. Картина стала самым ярким творческим воплощением предчувствия грядущих событий. 

«Пир королей» — это метафора буржуазии всех стран, развязывающей губительные войны. Кстати, перед Второй мировой войной, в 1936 году, когда в мастерскую Филонова пришли, чтобы проверить работы художника на их идеологическую лояльность, его жена, Екатерина Серебрякова, быстро сообразила, как спасти «Пир королей»: «Я и говорю: вот они все здесь: Гитлер, Чемберлен, Муссолини и все фашисты мира…».
Серебрякова была права — написанная еще до начала Первой мировой войны, «Пир королей» — одна из немногих картин художников русского авангарда — не только нова и неожиданна по живописному решению. Это произведение сюжетно перекликается с надвигающейся трагедией 1914 года и вызывает опосредованные ассоциации с другими войнами.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: