Коллекция онлайн

„Крестьянская семья (Святое семейство)", как и „Масленица“ (1913–1914), относится к циклу „Ввод в мировый расцвет“, одноименному творческой декларации Филонова. В эти же годы художник работает над поэтическим сборником „Пропевень о проросли мировой“ (издана в 1915). Не случайно один из рисунков, иллюстрирующих книгу („Переселенцы“), обнаруживает сходство с живописным полотном.Филонов воплотил в картине свое понимание евангельской легенды. Образы, воплощенные в „Святом семействе“, восходят к простонародным типам. Филонов намеренно подчеркивает грубый, земной облик Иосифа, одновременно насыщая его и чертами иконописного лика. Откровенно будничным, а не возвышенным, как это можно было бы ожидать, воспринимается образ младенца Христа — в странной, неудобной позе он „восседает“ на руках у Марии, белокурой красавицы с большими голубыми глазами. Филонов стремится воплотить в картине свои представления о гармонии человеческого бытия, о красоте, далекой от внешней красивости, о мудрости прошлых поколений, возвысивших простое, житейское до нравственного идеала, акцентируя русский, славянский характер созданных им образов.

Животный мир и человеческий для художника изначально неразрывны, люди и звери существуют в гармоничном единстве. В картине „Святое семейство" лошадь и собака, курица и петух равноправные члены крестьянской семьи, они равновелики людям, имеют «человеческий» взгляд, и все герои картины сопереживают друг другу.

„Крестьянская семья“ Филонова запоминается многокрасочностью, необыкновенным сиянием цвета в картине. Палитра живописца заставляет вспомнить любимых им венецианцев, но есть у художника свой „камертон“ — он ощутим в тончайших оттенках лиловато-сиреневого цвета. Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 334.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: