Крымский пейзаж
1926–1927
С середины десятилетия Кузнецов много работал в новых для него местах — в Крыму (1925–1930), на Северном Кавказе (1930), в Грузии (1928) и Армении (1930). Его завораживают взметнувшиеся ввысь горы и возделанные людьми холмистые пейзажи, которые изображает с высокого горизонта — «В долине» (РС-10177), «Крым. Мисхор» (РС-10178), «Чайная плантация в Грузии» (Ж-9079). Владимир Круглов. Павлу Кузнецову 145 лет // Павел Варфоломеевич Кузнецов. СПб, 2023. С. 16.
Первое знакомство Кузнецова с Крымом состоялось с работы над росписью усадьбы «Новый Кучук-Кой» на Южном берегу Крыма (1907-1914). Работа в имении известного мецената, коллекционера Я. Е. Жуковского, преобразила палитру художника, сделала ее более звонкой и яркой.
1920-е годы в жизни Кузнецова насыщены поездками: Париж, Венеция, Дрезден, Япония, Крым, Армения, Азербайджан. В эти годы художник также ведет класс живописи и композиции у монументалистов во ВХУТЕМАСе, затем ВХУТЕИНе. Его жизнь насыщенна событиями, между тем его живопись не перестает переживать процесс обновления. Крым обогатил творчество Кузнецова новыми открытиями. Крымские пейзажи 1920-х годов насыщаются внутренним светом, касания кисти стали еще легче, манера близка фресковому письму. Главная интонация «Крымского пейзажа» – вытянутые лаконичные плоскости. Плавные контуры гор, деревьев, холмов с нежным «ускользающим» цветом позволяют художнику добиться легкости воздушной перспективы.