Коллекция онлайн

1887, Витебск – 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция

Отец и бабушка

1914

  • Картон, темпера. 49,4 х 36,8
  • ЖБ-1898

  • Пост. в 1926–1928 из Музея художественной культуры, Ленинград


Отец художника – Шагал Захария Давидович; бабушка – Башева. Возвращение в Витебск в 1914 году было отмечено в творчестве Шагала появлением целой серии произведений, посвященных его родным и близким, будням еврейского местечка. Переходя к таким простым, незатейливым сюжетам, художник словно возвращается после художественных изысков Парижа к непосредственному, этюдному восприятию окружающей жизни. В этих небольших работах Шагал наивно и чистосердечно отдается своей страсти к бытописательству. В картине «Отец» быт узнаваем до таких мелочей, как кусочки пиленого сахара на дешевой скатерти с примитивным узором. И лишь выражение безысходности и неизбывной еврейской печали на лицах отца и бабушки – художник утрирует их сходство, – как и напряженное сочетание синего и желтого, пронизывающее картину, вызывает ощущение скрытой тревоги и тоски. (Е. Б.).

Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 155.

Домашний покой, уют одухотворяют это произведение. Картина относится к тому периоду, когда вернувшийся из Парижа Шагал живет в Витебске, рисуя не только членов своей семьи, но сцены повседневной жизни.

«Отец представлялся мне загадочным, грустным. Каким-то непостижимым. Всегда утомленный, озабоченный <...>». Так, на первых страницах автобиографии «Моя жизнь» Шагал описывает своего отца, «с длинной, отроду не стриженой бородой, темно-карими, но как бы и пепельными глазами, с лицом цвета жженой охры, в морщинках и складках» (М., 1994. С. 2). Портрет отца наполнен той же нежностью, что и приведенное выше описание. Рядом с отцом изображена бабушка Шагала.

Это произведение было показано в 1916 году в Москве на выставке «Бубновый валет» (№ 351) и в Петрограде на выставке «Современная русская живопись» (№ 100).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: