Коллекция онлайн

1814, Санкт-Петербург – 1861, Париж

Апостол Андрей

Икона Царских врат правого придела благоверного князя Александра Невского церкви священномученика Мирона. 1855

  • Металл, масло. 50 х 28,5 (шестиугольник)
  • ЖБ-398

  • Пост. в 1930 из Мирониевской церкви


На Царских вратах боковых приделов Мирониевской церкви, вопреки принятой традиции, были размещены образа не евангелистов, а апостолов. Так, в правом приделе, кроме сохранившихся изображений апостолов Андрея, Стефана и Иакова, было изображение апостола Фомы, а в левом, кроме образа апостола Фаддея — образа апостолов Филиппа, Клеопы и Тимона. Проект иконостасов боковых приделов не предполагал в нижнем ряду икон, за исключением Царских врат и дверей, которые украсила живопись М. И. Скотти. Полукруглые иконы второго ряда были помещены в резные стрельчатые навершия. Елена Столбова. // Религиозный Петербург. СПб, 2004. С. 279.

Церковь священномученика Мирония при лейб-гвардии Егерском полку (Мирониевская) (наб. Обводного канала, д. 99, не сохранилась)

Храм был построен по проекту архитектора К. А. Тона в 1849–1855 годах на личные средства императора Николая I для лейб-гвардии Егерского полка взамен старой церкви, первоначально освященной во имя равноапостольных Константина и Елены и с 1817 года располагавшейся на Рузовской улице.

Закладка нового храма состоялась 24 октября 1849 года. Освящение выстроенной церкви было произведено в присутствии императора Николая I его духовником В. П. Бажановым 17 августа 1855 года в день памяти священномученика Мирония. Этот день являлся днем полкового праздника, поскольку 17 августа 1813 года Егерский полк героическим образом отличился в сражении против наполеоновских войск под Кульмом, за что был удостоен георгиевского знамени с надписью „За храбрость“.

В церкви были устроены три престола: главный — во имя апостолов Петра и Павла (в воспоминание об императоре Павле I, при котором был сформирован полк), правый боковой — во имя благоверного князя Александра Невского, и левый боковой — во имя священномученика Мирона. Основной трехъярусный иконостас изготовил мастер Е. Скворцов по рисунку М. И. Скотти, исполнившего большинство образов. Помимо него, иконы также писали А. Т. Марков, Е. Г. Солнцев, П. М. Шамшин и другие известные художники. В интерьере храма, расписанном Ф. С. Завьяловым и Марковым, размещались полковые знамена, на колоннах висели медные доски с именами погибших офицеров. Владимир Пучков // Религиозный Петербург. СПб, 2004. С. 276-278.

Андрей Первозванный, также апо́стол Андре́й — один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа; первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом, поэтому прозван «Первозванным». Изображается в красном и зелёном одеянии с недлинной бородой, держащим крест или с косым крестом, символом его мученической казни, а также со свитком в руке или с книгой. Был распят в Патрах (Греция) около 67 года. Память в Православной церкви совершается 30 ноября (13 декабря) и 30 июня (13 июля) в Соборе двенадцати апостолов.

Андрей и его брат Симон (будущий святой апостол Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера). Согласно Евангелию от Матфея и от Марка, призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского (Генисаретского) озера (оно же Тивериадское озеро, озеро Кинерет). В Евангелии от Иоанна сказано, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки». По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира. До последнего дня земного пути Спасителя апостол Андрей следовал за Иисусом Христом. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова.

После Сошествия Святого Духа на апостолов святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим для проповеди и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, расположенный у Коринфского залива.

Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед. Подробнее см. Краткое житие апостола Андрея Первозванного (на портале «Азбука веры»


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: