Работница (Портрет в голубом)
1927
- Холст, масло. 133,5 х 77
- ЖБ-1325
Пост. в 1933 с выставки «Художники РСФСР за XV лет» (1932), Ленинград
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
«Работница» Алексея Пахомова занимала одно из центральных мест в экспозиции выставки объединения «Круг художников» 1927 года в Русском музее. В творческой практике объединения проявилась тенденция к советской неоклассике. Моделью автору послужила его жена. Однако очевидно, что образ более тяготеет к типажности, нежели характеризует индивидуальность. Для этого Пахомов избирает определенные приемы, которые позволяют ему подчеркнуть монументальность, величественность образа. Русоволосая молодая женщина изображена поколенно. Пропорции ее тела увеличены в сравнении с натурой, отчего создается впечатление, что персонажу «тесно» в рамках холста. Динамичный поворот головы и торса плавно «останавливается» торжественными ритмами складок одежды, отдаленно напоминающей одеяния персонажей фресок раннего Возрождения. Позже Пахомов вспоминал: «Душевная ясность и чистота юности, ее стремление к благородству и возвышенному безмерно привлекательны, и я невольно подчеркивал широкий открытый взгляд, стройность и бодрость осанки, готовность к действию. Я чаще стал всматриваться в античное искусство и искусство Высокого Возрождения и все больше ценить их». Ольга Мусакова // Неоклассицизм. СПб, 2008. С. 208.