Портрет М. Ф. Ларионова и его взводного
1911
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Весной 1911 года Михаил Ларионов находился на военной службе под Москвой. Впечатления от армейской жизни отразились не только в его собственном творчестве, но и в творчестве Гончаровой. «Портрет Ларионова и его взводного» перекликается с так называемой солдатской серией Ларионова и при этом передает все особенности зрелой творческой манеры Гончаровой: стремление к экспрессии и монументальности, остроту живописного восприятия, подчеркнутую в этом полотне контрастом грубых мужских фигур и нежной цветущей ветки. Вместе с тем в картине своеобразно преломилось воздействие древних культур, интерес к которым прямо декларировала художница, в частности древнеегипетской пластики, различимое в утяжеленной статичности двух профильных фигур, в своеобразном фризе палаток-«пирамид» на дальнем плане. (Е. Б.).
Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 153.
Ларионов Михаил Федорович (1881, Тирасполь Бессарабской губернии – 1964, Фонтене-о-Роз, Франция) – живописец, график; книжный иллюстратор, театральный художник. Учился в МУЖВЗ (1898–1910, с перерывами). Участник выставок с 1898. Один из ведущих художников антрепризы С. П. Дягилева, по приглашению которого в 1915 выехал вместе с Н. С. Гончаровой в Швейцарию, затем в Италию. С 1919 постоянно жил в Париже.
Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 397.