Коллекция онлайн

1879, Киев, Российская империя – 1935, Ленинград

Красный квадрат (Живописный реализм крестьянки в двух измерениях)

1915

  • Холст, масло. 53 x 53
  • Жб-1643

  • Пост.: 1926 через ГИНХУК (собр. МХК)


В 1915 году в Петрограде на «Последней футуристической выставке картин», названной «0,10», (ибо 10 ее участников решили свести все предметные формы к «0» и шагнуть за «0» в беспредметность), Казимир Малевич показывает 39 абстрактных супрематических композиций, среди которых наряду с «Черным квадратом» был представлен «Красный квадрат».

Уточняющее название "Красного квадрата" — "Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях" — в определенном смысле расшифровывает концепцию Малевича. Воображение художника наделяет "Живописный реализм крестьянки" определенной семантикой. Используя только цвет и лаконичную форму, очерчивающую общий абрис предполагаемой фигуры, создатель супрематизма новаторски воплотил традиционный образ крестьянки в красном сарафане. Окружающая нас реальность, которую мы воспринимаем в трех измерениях, преображается на холсте Малевича в образ-знак, трактуемый в двух измерениях и уже в силу этих причин далекий от конкретных ассоциаций. Насыщенный красный квадрат, благодаря едва заметной асимметрии динамично соединившийся с белыми полями фона, являет собой максимальное выражение сверхличностной сущности искусства, что в супрематизме Малевича в немалой степени сформулировано благодаря серьезному изучению иконописи с ее особой символикой, которую способен постичь только посвященный.

Красный цвет в образе крестьянки, использованный Малевичем в 1915 году, как и черный в «Черном квадрате», вполне может быть связан с эмоциональными переживаниями художником событий Первой мировой войны.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: