Композиция с Джокондой («Частичное затмение»)
1914
- Холст, бумага, масло, графитный карандаш. 62,5 x 49,3
- ЖС-440
Пост.: 1991 приобр. у Н. Н. Суетиной (Ленинград)
- Период Первая половина XX века
- КатегорияАбстракция
- Поделиться
Живописные «алогизмы» Малевича, и «Частичное затмение. Композиция с Моной Лизой» в их числе, в значительной степени выражают общую направленность новаций русского авангарда. Соединение в едином организме холста репродукции работы Леонардо да Винчи, обрывка газеты и геометризованных объемов и плоскостей, содержащих озадачивающие своей несвязностью надписи, — узаконило «абсурдизм» как самостоятельное течение в русской культуре, не менее плодотворное в поэзии, литературе и театре, нежели в изобразительном искусстве. Абсурд, часто в форме интеллектуальной игры, как путь интуитивного постижения скрытой сути вещей и явлений открывал широкие возможности для эксперимента. Эпатировавшие публику новаторы, и Малевич среди них, ниспровергали авторитеты, изобретали «формулы» своего «Я», не боясь плагиата и отчаянно соперничая в комбинировании материалами искусства. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 320.
В картине «Композиция с Джокондой (Частичное затмение)» Малевич, словно подтверждая свой отход от классики и выход в пространство нового реализма, воспроизводит знаменитое полотно Леонардо да Винчи, которое «частично затмевают» перемещающиеся в пространстве геометрические плоскости и объемы. По рассказу самого Малевича, к губам Джоконды была приклеена сигарета, со временем утраченная. Эта знаковая деталь, конечно, тоже определяла ироническое отношение художника к шедевру.Черный и белый прямоугольники, сопровождающие символ эпохи Ренессанса, в этом смысле как бы встают если и не вровень с ним, то не уступают ему по значимости. Действительно, они сразу обращают на себя внимание и в контексте воспринимаются такими же шедеврами, если не более, чем сама Джоконда, перечеркнутая красным.
Показать полный текст«Частичное затмение» — авторская надпись, видимая под красочным слоем, — как бы оправдывает смелость и дерзость художника, чуть-чуть сошедшего с ума под воздействием природного катаклизма. Как свидетельствуют газеты тех лет, в 1914 году, примерно когда Малевич писал «Композицию с Джокондой», действительно отмечалось затмение солнца. Но такая надпись, разумеется, не была нанесена автором только ради фиксации этого природного явления. «Частичное затмение» – шуточный компромисс художника во взаимоотношениях со зрителями. Создав такое произведение, как «Композиция с Джокондой» Малевич внутренне был готов к выходу за пределы «практического реализма»: «Я уничтожил кольцо горизонта вышел из круга вещей. И вещи исчезли как дым»…