Коллекционер Михаил Петрович Боткин
Начало XX века
- Поделиться
Михаил Петрович Боткин (26 июля [7 августа] 1839 — 22 января [4 февраля] 1914) — русский художник, академик исторической живописи, гравёр, искусствовед, археолог, коллекционер и меценат. Тайный советник (1905).
Происходит из московской купеческой семьи Боткиных, занимавшейся торговлей чаем. В 1856 году поступил в императорскую Академию художеств — ученик профессоров Ф. С. Завьялова и Ф. А. Бруни.
В 1858 году отправился за границу и жил в течение нескольких лет в Германии, Франции и, главным образом, в Италии. Познакомился с А. А. Ивановым и стал его душеприказчиком (позднее, в 1880 году в Санкт-Петербурге М. П. Боткин издал книгу «Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка». 1806—1858).
Возвратившись на родину в 1863 году М. П. Боткин, выставил в Академии две картины: «Вакханка с тамбурином» и «Плач иудеев на реках Вавилонских», за которые советом Академии ему присвоено звание академика исторической живописи. Автор ряда картин на историческую тему, библейские сюжеты, а также жанровых полотен. Успешно занимался гравированием офортов. М. П. Боткин считался одним из лучших российских рисовальщиков.
М. П. Боткин занимал видное положение в Академии художеств: был членом совета Императорской Академии художеств (с 1879) и Императорской Археологической комиссии (1888), членом Общества поощрения художеств.
С 1896 года — директор Музея Императорского Общества поощрения художеств; эксперт по реставрации фресок, Софийского в Новгороде и Мирожского монастыря во Пскове (1896—1897).
В 1898 году пожалован орденом Св. Станислава 1-й степени за труды в звании члена комиссии по переустройству Михайловского дворца для Русского музея. Вместе с Н. П. Лихачевым он написал первый обзор коллекции древнерусского искусства музея.
М. П. Боткин был одним из виднейших коллекционеров и меценатов своего времени. Его дом на 18-й линии Васильевского острова (№ 1), купленный в 1882 году, стал подлинным музеем. Он владел уникальной коллекцией произведений прикладного искусства: античного, византийского, древнерусского, готического и ренессансного. Подолгу живя за границей, в особенности в Италии, во время своих многочисленных путешествий по Европе и миру он приобрёл немало сокровищ.
После смерти Боткина, в условиях Первой мировой войны, вдова — Екатерина Никитична Боткина, — сдала на хранение в Русский музей 32 опечатанных ящика с произведениями коллекции и 92 картины А. А. Иванова. По условиям договора, подписанного 19 апреля 1917 года «если собрание не будет взято обратно владелицею или её наследниками из Музея в течение года после заключения мира с Германиею, собрание или не востребованная его часть переходит в собственность Музея». Через месяц, 29 мая того же года Е. Н. Боткина умерла; в музей поступила копия её духовного завещания на имя дочери — Екатерины Михайловны фон-Энден. Но собрание так и осталось в собственности Русского музея. В 1919–1920 годах из Русского музея в Эрмитаж был передан 31 ящик с коллекцией М. П. Боткина; в Художественном отделе Русского музея был оставлен лишь ящик № 27 с произведениями древнерусского прикладного искусства XI–XVII веков.
Древнейшую часть собрания составляет редкая по художественному уровню группа древнерусских украшений X—XIII веков, обозначенная как «Черниговский клад». Наиболее значительные среди предметов более позднего времени — драгоценная церковная утварь и памятники личного благочестия. В собрании имеются также первоклассные изделия из серебра и бронзы — образцы парадной и бытовой утвари.