Коллекция онлайн


Двуликий Янус

Бюст скульптурный. Начало XVIII века


Вокруг бюста Двуликого Януса сгруппированы скульптурные бюсты древних философов и легендарного врача Эскулапа. Присутствие такого рода портретов в коллекции может быть истолковано как символ расцвета наук и врачевания в мирном государстве.

Аналогично этому на живописном плафоне Зеленого кабинета, посвященном прославлению деяний Петра I, изображены наряду с другими персонажами — Правосудием, Историей — две пары беседующих философов и богиня со змеей в руке, символизирующая здравие, медицину.

Скульптурные бюсты философов и Эскулапа были анонимными, и их расценили как изображение чувств. Кроме того, Гераклит ошибочно считался Демокритом. Рисунки из альбома 1717 года позволили определить подлинные названия бюстов.

Долгое время бюст находился в Михайловском замке и в Летний сад попал лишь в 1866 году. Тематически его местонахождение в саду настолько оправданно, что он естественным образом смыкается с остальной коллекцией.

Янус — древнее италийское божество, бог входов и выходов, начала и конца. Все двери, ворота, переходы посвящались Янусу. Янус также покровитель дорог и путешественников. В Риме было несколько храмов, посвященных Янусу. Самый известный из них состоял из двух арок. Во время мира ворота храма были закрыты, во время войны распахивались, и войска, отправляясь в поход, проходили через эти ворота. Именно эта сторона мифа использовалась составителями аллегорических картин петровского времени. На картине триумфальных ворот 1721 года был изображен храм «двоеличного Януса» и император Август, повелевающий затворить его врата. Образ Двуликого Януса использовался в транспаранте фейерверка 1 января 1703 года. Январь — первый месяц года — был посвящен Янусу. Двуликий Янус держал ключ и замок, намекая зрителям о взятии крепости Нотебург, переименованной Петром I в Шлиссельбург, то есть Ключ-город. Безусловно, присутствие в любимом саду Петра I этой аллегории представляется оправданным. Янус изображен неизвестным скульптором именно так, как диктуют каноны — с двумя лицами: молодым, обращенным в будущее, и старым, смотрящим в прошлое. // Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 96.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: