Коллекция онлайн

Баратта П.
(Италия)
1659, Каррара – 1729, Венеция

Правосудие

Статуя. Начало XVIII века


JUSTITIA

Правда в понимании «правосудие», с его атрибутами — мечом и весами, — нередкий символ в изображениях XVIII века. В этом же значении изображена «Правда» на живописном плафоне Зеленого кабинета в Летнем дворце Петра I.

Правосудие судит, не взирая на личности. Правосудие в Летнем саду держит в руке меч — знак карающего правосудия. Карающему мечу обязательно должна быть антитеза, и это Милосердие.

Cтатуи «Правосудие» и «Милосердие» не входили в число скульптур, привезенных для Петра I, и, вероятно, попали в Летний сад из коллекции А. Д. Меншикова. Их появление вполне органично для Летнего сада.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 23.

На русской почве итальянские аллегорические скульптуры приобретали дополнительное значение. Например, для современного русского человека понятия «правда» и «истина» тождественны. Не так было в петровское время. В текстах петровского времени слово «правда» употребляется в смысле «правосудие». Мотив похищения (например, похищение Прозерпины) связывался с «неправедным хищением» исконно русских земель Швецией – имеется в виду Столбовский договор 1617 года, по которому земли Ингерманландии отошли Швеции. Поэтому возвращение этих земель России являлось правосудием, правдой. Так и получилось, что Летний сад – это уникальнейший, неповторимый памятник. Итальянские скульптуры, выполнены по законам европейской аллегорики, но пластические иносказания имеют свое русское значение. Кареева Н.Д. Итальянская скульптура на берегах Невы: язык аллегорий // Искусство.– 04-2014.– № 4 (499).– С. 14-24.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: