Коллекция Государственного Русского музея


Амур и Психея

Скульптурная группа. Конец XVII века


Приобретение группы «Амур и Психея» связано с энергичной деятельностью Юрия Кологривова, который в 1719 году купил эту скульптурную группу, какое-то время находившуюся в коллекции королевы Христины Шведской. В отличие от венецианских приобретений С.Рагузинского, покупки Ю. Кологривова не были связаны с идеологией прославления монарха. Но это подлинные раритеты, иметь которые было бы предметом гордости. Поэтому приобретения Ю. Кологривова также были направлены к славе государя.

Сюжетом для скульптурной группы послужила история из книги, носящей название «Метаморфозы», или «Золотой осел», Апулея (II в. н. э.), который соединил в своей истории разные мифы о Психее. В изложении Апулея Психея — младшая дочь царя — была столь прекрасна, что вызывала ревность самой богини красоты — Венеры, которая решила наказать соперницу. Она подослала своего сына — Амура, чтобы тот нанес рану Психее. Но когда Амур увидел девушку, он не стал причинять ей вреда, а перенес тайком в свой чертог и посещал ее только по ночам, запретив ей пытаться увидеть его лицо. Коварные и завистливые сестры Психеи подучили ее нарушить запрет. Скульптурная группа, изваянная одним из учеников Л. Бернини, изображает тот момент, когда Психея с масляным светильником в руке наклоняется к спящему Амуру — своему таинственному супругу. Прекрасный миф запечатлен в мраморе: восхищенная Психея трепетно смотрит на прекрасного Амура, не замечая, что из наклонившегося светильника стекает горячая капля масла, которая в следующее мгновение разбудит Амура. Разгневанный Амур покинет Психею, и ей придется пройти множество испытаний, пока обретет его снова. История Амура и Психеи вдохновила французского поэта Лафонтена («Любовь Психеи и Купидона», 1669) и русского поэта И. Богдановича («Душенька», 1778).

«Впоследок царска дочь в сию приятьну ночь

Дая свободу взгляду, приближилась, потом приближила лампаду,

Потом, нечаянной бедой,

При сем движении, и робком и несмелом,

Держа огонь над самым телом,

Трепещущей рукой небрежно над бедром лампаду наклонила

И, масла часть пролив оттоль,

Ожогою бедра Амура разбудила».

Скульптурная группа вместе с античными статуями, привезенными из Италии, была размещена в Летнем саду в Гроте, где и находилась до начала XIX века, когда этот удивительный павильон петровского времени был разобран. «Амур и Психею» перевезли в Таврический дворец и возвратили в сад в 1863 году. С этого времени шедевр находится постоянно на открытом воздухе.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 76.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: