Коллекция онлайн

1864, Зарайск Рязанской губернии — 1927, Зарайск Рязанской губернии

Санчетта

1905


Александра Николаевна  Голубкина-Соколова (1899-1967) — племянница скульптора.

С середины 1900-х годов знаковым явлением русской портретной скульптуры становится творчество А. С. Голубкиной. Только что вернувшаяся из Парижа, ободренная благожелательным поощрением Родена, она стремительно набирала силу, работая в разных материалах, постигая возможности мрамора, бронзы, дерева, их значение в пластическом одухотворении образа. Отношение Голубкиной к портрету было совершенно особенным, лишь ей присущим. Очень часто скульптор сама выбирала будущую модель и с увлечением делала вариации, пытаясь выявить сокровенное, добиваясь тонких психологических нюансов в выражении характера, настроения человека. <…>

Круг изображаемых Голубкиной людей необычайно широк, социальные предрассудки ей чужды, скульптор не ищет идеала, но с поразительной остротой ощущает цельность и противоречивость, тайную силу и тайную слабость человеческой натуры. <…> Интересно, что уже в начале 1910-х годов в полной мере осознавалась исключительность искусства Голубкиной. "Все ее творчество, – писал Максимилиан Волошин, – уходит в глубину, а не наружу. Поэтому каждая ее работа кажется не следствием изучения внешних форм, а такой – как будто ее формы сами создались напряжением внутренних сил, ищущих себе выявления. Это делает каждую ее скульптуру глубоко мучительной и верной*. Карпова Е. В., Стекольникова М. Б. Скульптурный портрет XX века // Русский портрет. XX век. СПб, 2001. С. 50.

* Современная скульптура. Альбом. М., 1908–1912. Вып. VII.

Решая в своих скульптурных композициях определенные смысловые, композиционные, стилистические задачи, Голубкина неизменно делала акцент на выражении лица. «Тончайшие движения человеческой души не ускользали от ее пытливого взора и в ее руках получали убедительную, нередко совершенную форму. Оттого, конечно, ее мрамор, дерево и даже гипс живут такой необычайно напряженной духовностью в мерцающей светотени, в нежном сочетании форм, лишенных физической правильности и внешней красивости», — писал о творчестве скульптора А. В. Бакушинский*. Глубоким постижением тайн человеческой души, индивидуальностью характеров интересны многочисленные портреты современников, проникновенные детские образы. «Санчета» (А. Н. Голубкина — племянница скульптора) и «Девочка» (Т. В. Россинская) — два небольших портрета, высеченных из мрамора, дают представление о работе Голубкиной над детской темой. Лица обеих девочек не отличаются красотой и правильностью черт, но полны достоинства и внутренней силы. Мрамор точно светится изнутри, образ ребенка опоэтизирован. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.

* А. В. Бакушинский. Анна Голубкина — Искусство, 1927, № 4, С. 122–124.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: