Коллекция онлайн

1864, Зарайск Рязанской губернии — 1927, Зарайск Рязанской губернии

Т. В. Росинская

1913


Решая в своих скульптурных композициях определенные смысловые, композиционные, стилистические задачи, Голубкина неизменно делала акцент на выражении лица. «Тончайшие движения человеческой души не ускользали от ее пытливого взора и в ее руках получали убедительную, нередко совершенную форму. Оттого, конечно, ее мрамор, дерево и даже гипс живут такой необычайно напряженной духовностью в мерцающей светотени, в нежном сочетании форм, лишенных физической правильности и внешней красивости», — писал о творчестве скульптора А. В. Бакушинский*. Глубоким постижением тайн человеческой души, индивидуальностью характеров интересны многочисленные портреты современников, проникновенные детские образы. «Санчета» (А. Н. Голубкина — племянница скульптора) и «Девочка» (Т. В. Россинская) — два небольших портрета, высеченных из мрамора, дают представление о работе Голубкиной над детской темой. Лица обеих девочек не отличаются красотой и правильностью черт, но полны достоинства и внутренней силы. Мрамор точно светится изнутри, образ ребенка опоэтизирован.

Е. Д. Россинская в своих воспоминаниях писала: «Анна Семеновна захотела лепить нашу дочь, девочку лет 4–5. Она просила меня привозить ее к ней в мастерскую, сеансы начались. Девочка позировала плохо, нетерпеливо. Анна Семеновна просила меня рассказывать ей сказки в надежде, что это удержит ее некоторое время в неподвижном положении; действительно, это помогло и давало возможность работать. Результат получился блестящий»**. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.

*А. В. Бакушинский. Анна Голубкина — Искусство, 1927, № 4, С. 122–124.
**А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983, С. 161.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: