Коллекция онлайн

1864, Зарайск Рязанской губернии — 1927, Зарайск Рязанской губернии

Портрет Шарлотты Андреевны Брокар

Отлив: 1940. 1911

  • Бюст, бронза. 57 х 47 х 46
  • СК-1689

  • Пост. в 1952 из Государственного музея-мастерской А. С. Голубкиной


Брокар Шарлотта Андреевна (1846–1903) — жена известного парфюмера Г. А. Брокара. Деловой партнер мужа, принимала активное участие в продвижении и популяризации товара. Именно ей принадлежит идея выпускать мыло в форме зверушек, с изображением букв алфавита, а также в форме овощей и фруктов. Наталья Логдачева // Для славы Всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII – начала XX веков. СПб, 2024. С. 101.

Брокар (урожд. Равэ) Шарлотта Андреевна (1846–1903), жена предпринимателя и коллекционера Г. А. Брокара, совладелица товарищества парфюмерного производства «Брокар и Ко» в Москве. После смерти мужа открыла в своем особняке Музей имени Брокара, где разместила собранную им коллекцию. Впоследствии ее унаследовал их сын А. Г. Брокар, значительно пополнивший собрание. После 1917 в особняке Брокаров был открыт Музей старины как отделение Пролетарского музея Замоскворецкого района. После его закрытия (1924) большая часть экспонатов поступила в Государственный музейный фонд. Ныне  многие из них хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в ГМИИ им. А. С. Пушкина. // Мультимедийная программа «Открытый фонд скульптуры конца XIX – начала XX веков». 2005.

Решая в своих скульптурных композициях определенные смысловые, композиционные, стилистические задачи, Голубкина неизменно делала акцент на выражении лица. «Тончайшие движения человеческой души не ускользали от ее пытливого взора и в ее руках получали убедительную, нередко совершенную форму. Оттого, конечно, ее мрамор, дерево и даже гипс живут такой необычайно напряженной духовностью в мерцающей светотени, в нежном сочетании форм, лишенных физической правильности и внешней красивости», — писал о творчестве скульптора А. В. Бакушинский*. Глубоким постижением тайн человеческой души, индивидуальностью характеров интересны многочисленные портреты современников, проникновенные детские образы. Ольга Кривдина.Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.

*А. В. Бакушинский. Анна Голубкина — Искусство, 1927, № 4, С. 122–124.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: