И. Бурмейстер
1914
- Гипс тонированный. 43 х 17 х 25
- СК-1890
Пост. в 1963, дар В. А. Замкова
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Бурмейстер Иза — скульптор, ученица Э.-А. Бурделя.
В начале XX века молодые художники мечтали побывать в Париже, тогдашнем законодателе новых художественных вкусов. Не стала исключением и Мухина. В 1912 году она поступила в академию de la Grande Chaumière, где преподавал Э.-А. Бурдель. Мухина много и упорно работает: утром лепит у Бурделя, днем посещает музеи и галереи, изучая и анализируя произведения прошлых лет, а вечером занимается рисунком в студии Ф. Коларосси или слушает курс лекций по анатомии у Ш.-Р. Рише.
Наибольшая зрелость скульптора проявилась в портретах. В свободное от занятий в академии время молодые художники поочередно позировали друг другу. Так в 1914 году появились портрет известного в дальнейшем художественного критика Бориса Терновца, с которым у Мухиной на всю жизнь остались дружеские отношения; гипсовый бюст «спутницы в ученье и в жизни в Париже» Изы Бурмейстер. В натурных бюстах Мухина сумела не просто передать портретные черты друзей, но и выразить свое видение их характеров. Наталья Логдачева. Первые скульптурные работы В. И. Мухиной // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 17-18.
Создавая портрет, Мухина в большинстве случаев вводит в композицию элементы одежды, чаще всего воротнички, банты, галстуки. Детали эти безошибочно точны с точки зрения временных рамок. Способ укладки волос в женских портретах, всегда индивидуальный, обязательно отражает веяния моды. В 1914–1915 годах, в Первую мировую войну, из-за лишений военного времени женщины практически не носят сложных причесок. Волосы чаще всего коротко стригутся, заплетаются в косы или собираются в пучок на затылке, как в портретах И. Бурмейстер (1914, кат. 3 СК-1890), сестры (1915, СК-1891) или В. А. Шамшиной (1916, СК-1894). Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 12.
В 1812 году Мухина снимает мастерскую в Париже с И. Бурмейстер, а в 1914 путешествует с ней и Л. С. Поповой по Франции и Италии.