Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

М. И. Мухина

1915

  • Цемент. 32 х 18 х 23
  • СК-1891

  • Пост. в 1963, дар В. А. Замкова


Мухина Мария Игнатьевна (1887–1940) — сестра скульптора.

Возвращение В. И. Мухиной в Москву совпало с началом Первой мировой войны. Охваченная всеобщим патриотизмом, скульптор оканчивает курсы сестер милосердия и работает в военном госпитале. Вместе с тем Мухина находит время и для занятий скульптурой. Художественный опыт, полученный в период обучения в Париже и путешествия по Италии, требовал систематизации и осмысления. Она делает ряд натурных штудий и продолжает работать в портрете. В пластическом решении работ этого периода проявляется «метание между кубистической формой и реализмом, желание соединить несовместимое — реальность и абстракцию». Эти поиски отчетливо читаются в портрете сестры (1915), где упрощение формы лишь «огрубило девичьи черты, подчеркнуло трудные черты характера старшей Мухиной: вспыльчивость, капризность»*. Наталья Логдачева. Первые скульптурные работы В. И. Мухиной // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 17-18.

*Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина. М., 1976. С. 39.

Создавая портрет, Мухина в большинстве случаев вводит в композицию элементы одежды, чаще всего воротнички, банты, галстуки. Детали эти безошибочно точны с точки зрения временных рамок. Способ укладки волос в женских портретах, всегда индивидуальный, обязательно отражает веяния моды. В 1914–1915 годах, в Первую мировую войну, из-за лишений военного времени женщины практически не носят сложных причесок. Волосы чаще всего коротко стригутся, заплетаются в косы или собираются в пучок на затылке, как в портретах И. Бурмейстер (1914, СК-1890), сестры (1915, СК-1891) или В. А. Шамшиной (1916, СК-1894). Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 12.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: