Коллекция онлайн

1866, Интра на Лаго Маджоре, Италия — 1938, вилла Кабианка около Палланцы, Италия

Александр III

1900


В последнем разделе выставки [«Забытая Россия», 2006], посвященном монументам начала XX века, были представлены изобразительные материалы, касающиеся истории памятника Александру III, который стоял на Знаменской площади перед зданием Московского вокзала с 1909 по 1937 год. Эту конную статую работы П. П. Трубецкого, принадлежащую к шедеврам не только отечественного, но и мирового искусства, удалось сохранить именно благодаря передаче в Русский музей. Елена Карпова. Вступительная статья // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 10.

История создания одного из лучших монументов XX века — памятника Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого — представлена в собрании ГРМ целым рядом экспонатов. Этот монумент призван был увековечить императора как основателя Великого Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока, что и определило выбор места для его установки — Знаменская площадь у Николаевского (Московского) вокзала.

Конкурс проектов был объявлен Министерством финансов 25 ноября 1899 года, в нем приняли участие многие известные скульпторы и в том числе такие опытные монументалисты, как А. М. Опекушин, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев. Уже к 15 января 1900 года участники должны были представить свои работы. Среди них был и проект Трубецкого, изображающий сидящую фигуру императора — бронзовый отлив этого проекта был приобретен Русским музеем в 1967 году у В. Д. Фролова (Ск-1930).

Поскольку первый этап конкурса оказался безрезультатным, на конец февраля того же года был назначен второй тур, к которому у Трубецкого уже созрел другой замысел: близкая к окончательному решению конная статуя, с двумя вариантами пьедестала. Один из них, особенно нравившийся самому Трубецкому, был решен в виде дикой скалы — именно такой вариант показан на подписном рисунке, поступившем в коллекцию ГРМ в 1926 году из собрания А. С. Суворина (Р-3379). Другой пьедестал, четырехугольный в плане, был украшен барельефами, на которых предполагалось представить покорение Ермаком Сибири и встречу сибиряками первого железнодорожного поезда *.

Окончание строительства железной дороги намечалось на конец 1902 года, к тому же времени предполагалось открыть петербургский памятник. Однако работы значительно затянулись. Проект П. П. Трубецкого, утвержденный к исполнению еще в марте 1900 года, неоднократно исправлялся автором, не последнюю роль здесь сыграли весьма сложные отношения скульптора с комиссией по сооружению памятника, которые в итоге привели к его отъезду из России. Лишь в 1906 году последняя модель памятника была одобрена. Ее переводил в бронзу специально приглашенный в Петербург итальянский литейщик Э. Сперати. Открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года. Тем же годом датировано подписное уменьшенное повторение конной статуи Александра III, переданное в собрание ГРМ в 1925 году из Гатчинского дворца-музея (Ск-554). Аналогичная модель экспонировалась в 1912 году на персональных выставках П. П. Трубецкого в Чикаго, Сен-Луи и Толедо.

Памятник Александру III, снятый со Знаменской площади в 1937 году, спустя два года был принят на хранение в Русский музей, что было равносильно спасению его от неизбежной переплавки. С тех пор наиболее значительное монументальное произведение П. П. Трубецкого, получившее музейный инвентарный номер (Ск-1436), является самым грандиозным экспонатом собрания скульптуры ГРМ. Елена Карпова  // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 74-75.

* Воспроизведение этой модели см.: Памятник Александру III. Скульптор Паоло Трубецкой. Автор статьи Л. П. Шапошникова. СПб, 1996. С. 7.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: