Модель памятника Александру II для Рыбинска
1914
- Бронза. 66 х 23,5 х 26
- Ск-2057
- Период Конец XIX – начало XX века
- Поделиться
Император Александр II Николаевич (Освободитель) (1818–1881) — старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, урожденной Шарлотты Прусской. Воспитание получил под руководством поэта В. А. Жуковского. Император Всероссийский с 1855 года. Правление начал с реформ в общественно-политической жизни страны. По случаю коронации (август 1856 года) провел амнистию декабристов, петрашевцев, участников польского восстания 1830–1831 годов, приостановил на три года рекрутские наборы. В 1856 году возглавил Особый секретный комитет «для рассмотрения положений о крепостном праве». В 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений. Вопреки позиции большинства членов Государственного совета подписал «Положение 19 февраля 1861 года», по которому крестьяне освобождались с землей за выкуп. Среди его преобразований: введение гласности бюджета (1861), отмена телесных наказаний (1863), принятие университетского устава, проведение земской и судебной реформ (1864), введение всеобщей воинской повинности (1874). Была создана новая кредитно-банковская система, появился суд присяжных, активизировалось частное предпринимательство. В состав Российской империи вошли новые территории на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала бомбой, брошенной террористом. Вошел в русскую историю как Освободитель. Портретная галерея Русского музея. Лица России. СПб. 2012. С. 22.
Cкульптор [А.М.Опекушин] был автором целого ряда монументов царю-освободителю, поставленных в различных городах Российской Империи: в Астрахани (1884), Кишиневе (1886), Пскове (1886), Ченстохове (1889), Москве (1898), Рыбинске (1914). Опекушин участвовал во всех трех конкурсах на памятник императору Александру II для Московского Кремля (1882, 1884, 1887) и получил премии на каждом из них. Татьяна фон Арб // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 46.
К «забытым» произведениям самого Опекушина еще не так давно относилась небольшая бронзовая статуя Александра II, которая долгое время считалась работой неизвестного мастера; отсутствовали и сведения об ее происхождении. Когда «источник поступления» был установлен — «Александр II» обнаружился в списке произведений, подаренных дочерью скульптора, — появилась реальная возможность соотнести этот экспонат с монументальными произведениями Опекушина. Принципиальную роль сыграли здесь дореволюционные фотографии, запечатлевшие аналогичный памятник, установленный в 1914 году в Рыбинске. Это был последний монумент «Царю-Освободителю», созданный А. М. Опекушиным. Елена Карпова. Вступительная статья // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 9.
Атрибуционное определение этой статуэтки, долгое время хранившейся в музейном собрании как работа неизвестного скульптора, относится к концу 1990-х годов 1. Предположение об авторстве А. М. Опекушина возникло благодаря архивному документу 1935 года, касающемуся произведений, принесенных в дар Русскому музею дочерью скульптора О. А. Опекушиной. В «описи предметов» под № 2 значится «Статуэтка Александра II, бронза» 2. Долгое время не удавалось соотнести этот экспонат с каким-либо из многочисленных монументов императора, сооруженных Опекушиным в разных городах Российской Империи. И тем не менее старые открытки и дореволюционные издания помогли решить эту проблему. Выяснилось, что данная статуэтка является уменьшенной моделью памятника «Царю-Освободителю», открытого 6 мая 1914 года в городе Рыбинске. История его создания отражена в небольшой, изданной тиражом в 200 экземпляров брошюре под названием «Обзор и отчет по сооружению памятника Александру II в городе Рыбинске в память 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости» (Рыбинск, 1915).
Специально организованный Комитет по построению монумента начал свою работу весной 1910 года. Добровольные пожертвования рыбинских купцов и крестьян окрестных деревень были собраны довольно быстро. Первые проекты памятника рассматривались Городской Думой в марте 1912 года. Среди предложений, поступивших от литейных предприятий Москвы и Петрограда, особое внимание привлекла «бронзовая фигура Государя Императора Александра II, работы известного скульптора-академика А. М. Опекушина». Представившая ее петербургская фирма «А. Моран» обязалась сделать пьедестал монумента «из лучшего финляндского красного полированного гранита, высотой 6 1/2 аршин, с основанием 8 1/2 на 8 1/2 аршин и отливку из лучшей художественной бронзы фигуры Государя, высотой 5 аршин, согласно выставленной модели скульптора Опекушина» 3 — к 15 июля следующего года. Именно с этой фирмой и был заключен договор. В Рыбинск отлитая статуя и гранитный пьедестал были доставлены к ноябрю 1914 года.
Эта небольшая авторская модель в достаточной мере передает художественные особенности рыбинского монумента — последнего в ряду памятников Александру II, сделанных А. М. Опекушиным. Отказываясь от величавой торжественности и нарочитой эффектности прежних решений, и в частности московского монумента 1898 года, скульптор в данном случае стремился к выразительной простоте и ясности замысла: генеральский сюртук подчеркивал стройность высокой фигуры императора, она была строго портретной, узнаваемой и близкой впечатлениям современников. Почти не акцентировался традиционный свиток манифеста в левой руке Александра II, которой он слегка опирается на невысокий пьедестал с атрибутами царской власти, полуприкрытый как бы сброшенной с плеч порфирой.
По-своему любопытна надпись на основании станковой скульптуры, свидетельствующая о том, что эта уменьшенная модель тиражировалась на петербургском заводе Э. Э. Новицкого. Судя по печатному каталогу 1911 года, на этом предприятии в ознаменование 50-летнего юбилея освобождения крестьян в огромных количествах изготавливались монументы, рассылавшиеся заказчикам по всей России 4. Публикуемые в журналах рекламы сообщали: «Памятники, получившие уже столь широкое распространение, изготовляются по знаменитой модели памятника в Московском Кремле и по другим моделям лучших художников — или в виде статуи Монарха во весь рост, или в форме бюста на пьедестале (бюст-памятник) по ценам 150 р., 450 р., 600 р., 700 р. и дороже в зависимости от размеров, сплава металлов и отделки. Надписи на пьедесталах изменяются смотря потому, в память какого юбилея и кем ставится памятник. Иллюстрированные проспекты и сметы высылаются немедленно за три 7 коп. марки Художественным Металло-Литейным Заводом Эд. Эд. Новицкаго: C.-Петербург, 4 рота, № 4. Фирма существует с 1891 года, получила 20 наград на выставках и удостоена множества благодарностей от официальных учреждений, общественных организаций и частных лиц». Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 90.
1. См.: Карпова Е. В. Вновь определенная работа А. М. Опекушина // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Вып. 4. СПб, 1998. С. 204–210 (то же в изд-ве «Терция». С. 162–166).
2. ОР ГРМ, ф. 2, оп. 6, д. 1027, л. 336.
3. Эти сведения почерпнуты из статьи известного рыбинского краеведа: Петухова Н. О судьбе памятника Александру II в Рыбинске // Опочининские чтения — 1992. Вып. 2. Мышкин, 1992. С. 46–53.
4. 50-летний юбилейный год освобождения крестьян от крепостной зависимости // Художественный металло-литейный завод Эд. Эд. Новицкого. СПб, 1911.
Памятник Александру II в Рыбинске. Фотография. 1914
На основании спереди надпись: Заводъ Эд. Эд. Новицкій“ С. П. Б.