Коллекция онлайн

1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург

Освобождение Москвы, 1812 год

Медальоны на события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813–1814 годов. Барельеф. 1817–1819


Героические события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов отразил в серии барельефов выдающийся русский медальер, художник, скульптор и рисовальщик граф Федор Толстой. По собственной инициативе, как писал он впоследствии: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского».

Серия начиналась портретом императора Александра I в виде Радомысла — древнеславянского бога, олицетворяющего храбрость, мудрость и отвагу; в девятнадцати медальонах были запечатлены важнейшие вехи борьбы с Наполеоном. Работа растянулась на долгие 14 лет.

Перед художником стояла трудная задача в небольших по размеру медальонах разместить группы воинов и символически передать в их образах накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Знаток классической скульптуры и мраморных барельефов Древней Греции и Рима, Толстой писал, что в своей работе он опирался на «античный греческий вкус, как лучший в изящных искусствах». Математически выверенные и законченные композиции рельефов, гармонично вписанные в круг, четкий рисунок, чистота силуэтов русских и французских воинов на гладком фоне, скупые, но экспрессивные жесты героев, филигранная пластика позволили художнику зримо и монументально отразить мощь русской армии, защитившей родину и освободившей Европу от владычества Наполеона Бонапарта.

В большинстве медальонов русский воин находится в центре, одетый в условное облачение славянина, состоящее из легкого доспеха или кольчуги, в длинном плаще и со шлемом на голове. В левой руке щит, в правой копье, сабля или палица. Русского воина Толстой, по академической традиции, изображает героем идеальных пропорций, высокого роста, энергичным и целенаправленным, в наступательном движении. Француз — повержен на землю, шлем потерян, волосы развеваются, оружие выпало из рук. Мастерство и художественные достоинства сделали серию медальонов широко известной. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 15.

В 1818 году Российская Академия выпустила альбом «Собрание резных изображений с медалей, представляющих знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814» (СПб, 1818). В предуведомлении к изданию говорилось: «…между тем, как Граф Толстой резную работу сих медалей продолжать будет, рисунки оных награвировать и с пристойными к оным надписями и описаниями напечатать». Сопроводительные тексты написал Александр Семенович Шишков, во время войны 1812 года — государственный секретарь, автор важнейших приказов, рескриптов и обращений к населению. Эти описания приведены ниже. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 96.

Изображение медали: Москва в виде измученной и утомленной страданиями жены сидит, сложа крестообразно руки, на развалинах еще дымящихся зданий. Русский воин, вооруженный щитом веры, поражает мучителя ее, держащего в руках орудия злодейства: кинжал и пламенник. Лютый враг, полунагой, изъявляющий то жалкое состояние, в каком при изгнании из Москвы находились Французы, падает к стопам ее. При сем виде освобожденная Москва возводит к небесам окропленные слезами благодарные взоры, лицо ее сквозь печать просиевает радостью видеть себя, что она страданиями своими спасает Россию и Европу (Собрание изображений. С. 8).

1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 97.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: