Коллекция онлайн

1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург

Бой при Кульме, 1813 год

Медальоны на события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813–1814 годов. Барельеф. 1823


Героические события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов отразил в серии барельефов выдающийся русский медальер, художник, скульптор и рисовальщик граф Федор Толстой. По собственной инициативе, как писал он впоследствии: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского».

Серия начиналась портретом императора Александра I в виде Радомысла — древнеславянского бога, олицетворяющего храбрость, мудрость и отвагу; в девятнадцати медальонах были запечатлены важнейшие вехи борьбы с Наполеоном. Работа растянулась на долгие 14 лет.

Перед художником стояла трудная задача в небольших по размеру медальонах разместить группы воинов и символически передать в их образах накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Знаток классической скульптуры и мраморных барельефов Древней Греции и Рима, Толстой писал, что в своей работе он опирался на «античный греческий вкус, как лучший в изящных искусствах». Математически выверенные и законченные композиции рельефов, гармонично вписанные в круг, четкий рисунок, чистота силуэтов русских и французских воинов на гладком фоне, скупые, но экспрессивные жесты героев, филигранная пластика позволили художнику зримо и монументально отразить мощь русской армии, защитившей родину и освободившей Европу от владычества Наполеона Бонапарта.

В большинстве медальонов русский воин находится в центре, одетый в условное облачение славянина, состоящее из легкого доспеха или кольчуги, в длинном плаще и со шлемом на голове. В левой руке щит, в правой копье, сабля или палица. Русского воина Толстой, по академической традиции, изображает героем идеальных пропорций, высокого роста, энергичным и целенаправленным, в наступательном движении. Француз — повержен на землю, шлем потерян, волосы развеваются, оружие выпало из рук. Мастерство и художественные достоинства сделали серию медальонов широко известной.

Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 15.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

В 1818 году Российская Академия выпустила альбом «Собрание резных изображений с медалей, представляющих знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814» (СПб, 1818). В предуведомлении к изданию говорилось: «…между тем, как Граф Толстой резную работу сих медалей продолжать будет, рисунки оных награвировать и с пристойными к оным надписями и описаниями напечатать». Сопроводительные тексты написал Александр Семенович Шишков, во время войны 1812 года — государственный секретарь, автор важнейших приказов, рескриптов и обращений к населению. Эти описания приведены ниже. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 96.

Изображение медали: Российский воин с великим напряжением сил, каковое должен был иметь при одержании победы над столь превосходящим против себя неприятелем, вырывает меч у поверженного им врага, мечтавшего войти в Прагу с победоносными войсками, но посланного чрез нее пленным в Москву (Собрание изображений. С. 29). 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 98.

Сражение под Кульмом произошло 17-18 августа 1813 года. В нем участвовали войска союзной Богемской армии, при которой находились русский император и король Пруссии, и 37-тысячный французский корпус генерала Ж.-Д. Вандама.

После поражения при Дрездене русско-прусско-австрийская армия отступала на юг через Рудные горы. Отряд генерала А. И. Остермана-Толстого (ок. 18 тысяч человек) должен был не допустить французов к выходам из ущелий. Наполеон попытался окружить и окончательно разбить войска союзников. В сражении у небольшого богемского селения Кульм (чешское название Хлумец) русский отряд сдержал все атаки французов.

Несмотря на большое численное превосходство, французы не смогли прорвать выставленный заслон. После тяжелого ранения графа А. И. Остермана-Толстого командование принял генерал А. П. Ермолов, с успехом завершивший битву. В это время М. Б. Барклай де Толли атаковал ослабленный корпус Вандама. Французы были окружены и разбиты, прорваться удалось лишь кавалерии.

Сражение под Кульмом было переломным в кампании 1813 года. Потерпев полный разгром, французские войска потеряли всю артиллерию корпуса — 84 орудия и обоз, 5 тысяч человек убитыми, 12 тысяч пленными (был пленен казаками и генерал Вандам). Русские и прусские войска потеряли убитыми и ранеными около 10 тысяч человек.

После сражения под Кульмом французские войска начали отходить к Лейпцигу, где в так называемой «Битве народов» Наполеон потерпел сокрушительное поражение.

Кульмская победа осенила славой знамена русской Гвардии. Все русские воины, от генерала до рядового, были удостоены прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III специально учрежденной награды. Кульмские кресты вручались в торжественной обстановке в 1816 году в Петербурге, где состоялся военный парад. В Австрии был сооружен монумент в честь победы союзников и отчеканена памятная медаль с надписью «Мужеству Российской Гвардии при Кульме».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: