Сражение при Фер-Шампенуазе, 1814 год
Медальоны на события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813–1814 годов. Барельеф. 1829
- Воск на грифельной доске. Дм – 16
- СК-535
Пост.: из Академии Художеств в 1897
Героические события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов отразил в серии барельефов выдающийся русский медальер, художник, скульптор и рисовальщик граф Федор Толстой. По собственной инициативе, как писал он впоследствии: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского».
Серия начиналась портретом императора Александра I в виде Радомысла — древнеславянского бога, олицетворяющего храбрость, мудрость и отвагу; в девятнадцати медальонах были запечатлены важнейшие вехи борьбы с Наполеоном. Работа растянулась на долгие 14 лет.
Перед художником стояла трудная задача в небольших по размеру медальонах разместить группы воинов и символически передать в их образах накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Знаток классической скульптуры и мраморных барельефов Древней Греции и Рима, Толстой писал, что в своей работе он опирался на «античный греческий вкус, как лучший в изящных искусствах». Математически выверенные и законченные композиции рельефов, гармонично вписанные в круг, четкий рисунок, чистота силуэтов русских и французских воинов на гладком фоне, скупые, но экспрессивные жесты героев, филигранная пластика позволили художнику зримо и монументально отразить мощь русской армии, защитившей родину и освободившей Европу от владычества Наполеона Бонапарта.
В большинстве медальонов русский воин находится в центре, одетый в условное облачение славянина, состоящее из легкого доспеха или кольчуги, в длинном плаще и со шлемом на голове. В левой руке щит, в правой копье, сабля или палица. Русского воина Толстой, по академической традиции, изображает героем идеальных пропорций, высокого роста, энергичным и целенаправленным, в наступательном движении. Француз — повержен на землю, шлем потерян, волосы развеваются, оружие выпало из рук. Мастерство и художественные достоинства сделали серию медальонов широко известной. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 15.
В 1818 году Российская Академия выпустила альбом «Собрание резных изображений с медалей, представляющих знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814» (СПб, 1818). В предуведомлении к изданию говорилось: «…между тем, как Граф Толстой резную работу сих медалей продолжать будет, рисунки оных награвировать и с пристойными к оным надписями и описаниями напечатать». Сопроводительные тексты написал Александр Семенович Шишков, во время войны 1812 года — государственный секретарь, автор важнейших приказов, рескриптов и обращений к населению. Эти описания приведены ниже. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 96.
Изображение медали: Российский воин на коне топчет и попирает поверженного врага. С презрительною на лице улыбкою пронзает он громоносным копьем своим щит и грудь падшей, но еще скрежещущей на него зло бы. Валяющиеся в прахе шлемы, щиты и трупы являют великость дел его и подвигов (Собрание изображений. С. 44). 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 99.
Сражение при Фер-Шампенуазе — сражение 25 марта 1814 года между кавалерией союзников и отдельными корпусами французов в ходе Наполеоновской кампании 1814 года на территории Франции.
В первых числах января 1814 года войска союзников, состоящие из русских, австрийских, прусских и немецких корпусов, вторглись во Францию с целью свержения Наполеона, разбитого в битве под Лейпцигом в октябре 1813. Союзники наступали двумя отдельными армиями: русско-прусскую Силезскую армию возглавлял прусский фельдмаршал Блюхер, русско-немецко-австрийскую Главную (бывшую Богемскую) армию отдали под начало австрийского фельдмаршала Шварценберга.
Наполеон рассчитывал применить обычную тактику: атаковать с фланга рассеянные в марше корпуса союзников по отдельности. Однако в этот раз русский император Александр I, заменивший больного подагрой Шварценберга, успел стянуть корпуса в кулак, так что Наполеон не мог надеяться на победу в сражении с намного превосходящим противником.
В сражении при Фер-Шампенуазе кавалерия из Главной армии союзников атаковала и при поддержке конной артиллерии разбила французские корпуса маршалов Мармона и Мортье (17 тысяч, 84 орудия), марширующие на восток для соединения с армией Наполеона. Между Парижем и союзными армиями не осталось силы, способной преградить путь на столицу Франции. 30 марта союзные войска (более 110 тысяч солдат) подошли к Парижу с 3 направлений, где вступили в кровопролитные бои с защитниками столицы. К вечеру того же дня были выработаны условия капитуляции, и ранним утром 31 марта Париж сдался союзникам. 4 апреля 1814 года под давлением своих генералов Наполеон отрёкся от трона. Подробнее см. в Википедии.