Коллекция онлайн

1875, Брест-Литовск — 1947, Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем

Знатная боярыня (Марфа-посадница, Борецкая)

Группа. 1910

  • Дерево раскрашенное. 69 х 39 х 30
  • СК-562

  • Пост. в 1911 с выставки в редакции журнала «Аполлон» (Санкт-Петербург)


Деревянная скульптурная группа «Знатная боярыня» или «Марфа Посадница» — одна из немногих скульптурных композиций, воссоздающих образы старой допетровской Руси. Эта тема, очень важная для творчества Стеллецкого, была связана, в частности, с его работой над костюмами и «гримами» к неосуществленной постановке трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». История Марфы неразрывно связана с драматичным периодом борьбы Великого Новгорода за независимость от Москвы в XV веке.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Скульптура вырезана из дерева и разрисована стилизованным орнаментом. У Стеллецкого суровая и властная Марфа Посадница поистине воспринимается как символ своей эпохи. Главная героиня опирается одной рукой на посох, в другой держит платок. Сдвинутые брови, сосредоточенный взгляд, плотно сжатые губы – все говорит об упрямом и воинственном характере. Две молодые девушки позади нее дополняют колорит эпохи: одна прижалась испуганно к локтю боярыни, ища у нее защиты и покровительства, другая выглядывает из-за плеча в любопытном порыве: «а что сейчас будет?». Современники Стеллецкого отмечали в этих лицах некоторую отчужденность, своеобразную отстраненность, и видели в них не столько индивидуальную конкретику, сколько иконописные схемы.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: