Торжество христианства, или Ниспровержение идолов (Киев)
Отлив 1888. 1854
- Бронза. 89 х 58 х 47
- СК-621
- Период Вторая половина XIX века
- Поделиться
Композиция «Торжество христианства или Ниспровержение идолов», символизировавшая город «Киев», была единственной переведенной в бронзу. Ранний отлив экспонировался в 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне, где привлек внимание знатоков искусства не только высоким техническим исполнением бронзового литья, но и своим сюжетом. В этой группе Пименовым был представлен важнейший эпизод в истории Государства Российского — введение христианства. Фигура воина, держащего щит и меч, изображает святого равноапостольного князя Владимира, который попирает языческого идола Перуна. На щите — изображение архангела Михаила с горящим мечом в руке. У ног князя Владимира — сосуд с надписью «Днепр», аллегорически поясняющий, что крещение русского народа происходило в Киеве. Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 29.
В 1845 году, находясь во Флоренции, скульптор получил заказ на исполнение скульптурных групп для украшения Благовещенского моста в Петербурге. Подготовительные рисунки к этому циклу работ хранятся в отделе рисунка Русского музея, бронзовая модель одной группы — в отделе скульптуры ГРМ, четыре других модели (в гипсе) — в НИМ РАХ.
Воссоздать историю создания неосуществленного ансамбля позволили архивные документы. Выяснилось, что в общей сложности было заказано восемь проектов групп для Благовещенского моста, после смерти Николая I названного Николаевским (ныне — мост Лейтенанта Шмидта). Скульптор выполнил шесть моделей и два рисунка, которые были представлены в 1854 году в Совет Академии художеств. Высочайшего одобрения удостоились четыре группы: «Князь Владимир», «Александр Невский», аллегории «Санкт-Петербург» и «Москва». Две первые для постановки при въезде на мост со стороны Васильевского острова, а две другие — на другом конце моста, по Английской набережной, на приготовленных для них гранитных цоколях. Еще две аллегорические композиции — «Казань» и «Сибирь» — остались выполненными только в рисунках, по причине того, что эти проекты не были утверждены Николаем I.
В связи с отсутствием необходимой суммы на производство бронзовых отливов все работы были приостановлены. Впоследствии Пименов неоднократно предпринимал попытки осуществить задуманные им группы для Благовещенского (Николаевского) моста. В 1857 году он показал свои проекты на выставке в Академии художеств. Александр II одобрил показанные скульптором проекты, предлагая «дождаться обстоятельств, для сего благополучных» 1. В 1860 году Пименов обратился к вице-президенту Академии художеств князю Г. Г. Гагарину, еще раз прося исходатайствовать высочайшее разрешение, которое позволило бы начать создание монументальных групп. Однако его так и не последовало. В 1864–1865 годах на посмертной выставке произведений Н. С. Пименова были показаны следующие группы, «проектированные для украшения Николаевского моста в С. -Петербурге»: «Новгород», «Святой Александр Невский, влагающий меч в ножны после победы над Шведами», «Гений торговли», «Москва», «Санкт-Петербург», «Киев» 2. Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 28.
1. РГИА, ф. 789, оп. 14, д. 46-П, л. 77.
2. Указатель выставки в Императорской Академии художеств художественных произведений бывшего профессора скульптуры Н. С. Пименова. СПб, б. г. С. 2. № 14–19.
На основании: Лѣпилъ Н. Пименовъ