Коллекция онлайн

1871, Москва — 1954, Ленинград

Комсомолка

Фигура. 1927


По заказу Музея Революции в Ленинграде скульптор исполнил портреты еще 2-х революционеров — Розы Люксембург  и Иосифа Сталина (оба — в Государственном музее политической истории России). Бюсты создавались в 1927–1928 годах по фотографиям и были решены аналогично бюсту Войкова: реалистический портрет на конструктивистском основании с надписью. <…>

Тогда же  Шервуд открывает для себя новую тему — обобщенный портрет современника, — выразившуюся в ряде оригинальных работ. В «Комсомолке» скульптор удачно передал порывистый шаг представителя молодого поколения, спешащего на учебу. По свидетельству Шервуда, он работал с натуры с одной из молодых актрис, игравшей комсомолку в каком-то спектакле, а в самой работе сказалось его увлечение «обобщенными конструктивными формами». <…> Впоследствии эти эксперименты оценивались советской критикой отрицательно: искусствовед Владимир Рогачевский писал в 1955 году, что скульптор «шел от конструктивистской схемы, от абстрактных геометрических форм, что привело к примитиву, к упрощенной трактовке человеческого тела. Ни о каком раскрытии образов советских людей здесь не могло быть и речи». Оставляя в стороне эту резко негативную оценку работы, отметим поиск новой формы, позволившей Шервуду перейти от сочетания реалистического портрета и стилизованного (или конструктивистского) основания к синтетической форме, единству скульптуры и постамента и даже преобразованию постамента в пейзажное окружение. В воспоминаниях 1937 года автор утверждал: «Эти две работы я считаю переломом в своем творчестве. Импрессионизм я слил с конструктивизмом, что дало мне возможность в следующих работах найти, по моему мнению, настоящий монументальный стиль эпохи».  Павел Бельский. Творчество Леонида Шервуда после октября 1917 года // Скульптор Леонид Шервуд… СПб. 2023. С. 16.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: