Рельеф «Галя за пианино»
1947
- Фаянс, деревянная рама. 42 х 40
- СО-1865
Пост. в 1991, дар Г. И. Фрих-Хар, дочери скульптора-
Сведения о реставрации:
Бессмертная М. А. (2017)
Состояние сохранности до реставрации:
Экспонат поступил в мастерскую в рамках подготовки к выставке «Детство страны Советов». Рельеф был смонтирован в деревянную раму, сзади грубо укреплен фанерными листами, непрофессионально склеен из множества фрагментов. При визуальном осмотре было хорошо заметно, что сколы и разрывы заделаны различными составами. Один фрагмент хранился отдельно.
Комплекс проведенных мероприятий:
В процессе реставрации экспонат был демонтирован, удалены фанерные листы и ржавые гвозди. Рельеф был вынут из рамы, и стало понятно, что такая монтировка была необходима, в первую очередь, для удержания фрагментов, и скорее всего не являлась частью замысла художника, а стала конструктивной необходимостью. Можно было предположить, что в процессе работы, перед первым обжигом, Мария Петровна сознательно разделила керамику на две части (это подтвердилось при дальнейшей работе) и дальше, до момента монтажа, художница работала с двумя частями. Экспонат был расшит на 17 фрагментов. Перед очисткой, сектором химико-биологических исследований Русского музея, было проведено исследование образцов материалов, которыми был склеен рельеф. Результаты исследования показали наличие четырех материалов; парафин, клей БФ, гипс, эпоксидная смола. Далее в процессе сложной расчистки, фрагменты были очищены от следов старой склейки. После полной очистки фрагментов, стало понятно, что первоначальное предположение об авторском разделе экспоната на две части, перед первым обжигом, подтвердилось. Стали видны затеки глазури по линии «разреза», это означает, что обе части расписывались и обжигались поодиночке. Работа продолжилась с каждой частью отдельно. Фрагменты были склеены, сколы и мелкие утраты восполнены. Выполнены мастиковки и тонировки. Завершенная реставрация позволила экспонировать рельеф без рамы. На выставке он был смонтирован на планшет.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 274.