Коллекция онлайн

1891, Санкт-Петербург — 1966, Москва

Дискометатель

1926


XX век — сложный период распада империй, мировых войн и десятков внутренних конфликтов. В этих условиях физическая активность, сила, быстрота реакции стали качествами, которые помогали выжить в суровое и неоднозначное время. Уже в 1920-е годы молодое советское государство делает спорт важной составляющей жизни нового общества, наделяя его не только развлекательной, но и воспитательной, даже идеологической функцией. Тогда спортивная деятельность прежде всего понималась как физкультура, культ здорового сильного тела, причем вне зависимости от пола. Женщины наравне с мужчинами побуждались к соревнованиям, участию в кроссах и спартакиадах, что отразилось во многих художественных произведениях 1920–1930-х годов. Идеология этих лет подразумевала строительство нового общества сильными ответственными гражданами, готовыми к труду и обороне. К 1931 году утверждаются нормы ГТО («Готов к труду и обороне»), закрепляющие важность спорта для гражданина социалистического государства. Спорт вошел в жизнь народа и стал неотъемлемой частью досуга. Искусство той поры наполнено образами физкультурников, футболистов, гимнастов и атлетов. Егор Могилевский. «Молодежь — на стадионы!» // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 6.

Скульптура этих лет ярко демонстрирует следование античным образцам, питавшим советское искусство 1920–1930-х. «Борцы» и «Дискометатель» Матвея Манизера, «Метание копья», «Бег», «Пловчиха», «Дискобол» Александра Самохвалова ярко раскрывают стремление к идеалу атлетического обнаженного тела. Егор Могилевский. «Молодежь — на стадионы!» // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 7.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: