Коллекция онлайн

1874, деревня Караковичи, Смоленской губ. — 1971, Москва

Женщина в русском сарафане (портрет Н.В.Плевицкой)

1953

  • Мрамор. 73 x 47 x 35,5
  • СО-283

  • Пост. в 1955 из Дирекции выставок и панорам по приказу МК СССР


В 1950-е годы советская скульптура была еще очень зависима от идеологии. Необыкновенную новизну, забытый «русский дух» внес в культурную жизнь столицы Сергей Коненков, вернувшийся из Америки. Выставки, приуроченные к 90-летию патриарха советской скульптуры, состоялись в Москве и Ленинграде. Молодые художники были ошеломлены свободой обращения художника с материалом, выразительностью приемов, разнообразием тем. Скульптура Коненкова 1950-х годов, выполненная им по возвращении на родину, сохраняла черты былого размаха его натуры, а также его любовь к фольклору и национальному колориту («Женщина в русском сарафане». 1953; «Колхозница». 1957). Между тем эти портреты отмечены печатью известного холодного салонного блеска и пафоса, присущего репрезентативному искусству сталинского ампира. Любовь Славова. Древний, современный, вечный… // Скульптура в камне. СПб. 2015. С. 6.

От «Колхозницы» (1957) Сергея Коненкова буквально исходит позитивная энергетика различных «кумушек» и «порушек-парань», вполне подходящая для исполнения в мраморе. Не менее органично смотрится в мраморе и прямая отсылка к народной поэзии — другое произведение Коненкова — «Женщина в русском сарафане» (1953). Это портрет певицы Н. В. Плевицкой, которую, по преданию, Николай II называл «курским соловьем». Марина Стекольникова. Скульптура в камне. Лирико-пластические ассоциации// Скульптура в камне. СПб. 2015. С. 14.

Надежда Васильевна Плевицкая (урождённая Винникова;  1884, село Винниково, Курская губерния —  1940, Ренн, Бретань) — русская певица (меццо-сопрано), исполнительница русских народных песен и романсов. Родилась в крестьянской семье. С детства ее страстью было пение. Переехав в Киев, поступает хористкой в капеллу А.В.Липкиной, где через некоторое время начинает исполнять сольные партии. Малограмотная, не знающая нот крестьянская девушка обладала не только удивительным голосом, но и абсолютным музыкальным слухом и без труда справлялась с самыми сложными сольными партиями, благодаря чему смогла стать профессиональной певицей. В 1909 году на Нижегородской ярмарке её услышал Леонид Собинов. Это стало переломным моментом в жизни певицы. При его содействии она выступала в Московской консерватории, была дружна с Шаляпиным и многими актёрами Художественного театра. Не раз выступала при дворе императора Николая II. Давала благотворительные концерты.

После революции жила в эмиграции, в Германии и Франции, где пользовалась успехом. В 1930 году начала сотрудничать с НКВД. В 1937 году была арестована и осуждена французским судом на 20 лет каторги за соучастие вместе с мужем в похищении из Парижа белого генерала Евгения Миллера. Умерла в женской тюрьме в Ренне осенью 1940 года. (по материалам статьи в Википедии).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: