Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Портрет летчика Владимира Константиновича Коккинаки

1939. Отлив: 1963

  • Бронза. 73 x 31 x 30
  • СО-731

  • Пост. в 1963 с завода «Монументскульптура», Ленинград


Коккинаки Владимир Константинович (1904–1985) — летчик, генерал-майор авиации (1943), дважды Герой Советского Союза (1938, 1957), заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), заслуженный мастер спорта (1959). Вера Мухина. СПб, 2009. С. 152.

Гипсовый оригинал, 1939 — ГРМ (СО-628).

Повторение: гипс тонированный, 1939 — ГТГ.

Мухина из тех, кто не пытался встроиться в новую систему координат зарождающегося соцреализма. Сохранив собственные художественные ориентиры, она стремилась не выжить, а повлиять, изменить, сформировать. Ее действенная натура не могла пассивно созерцать, отказаться от борьбы, смириться с ролью ведомого. Оттого в поэтике Мухиной 1930–1940-х годов отсутствуют лирические отступления, а сюжеты повествуют об одном — о человеке, но о человеке новой формации, о Герое, причем не только в военной, но и в мирной жизни. Во многом благодаря ее усилиям складывается особый жанр — героический портрет, надолго закрепившийся в советском искусстве различными модификациями, но в пределах стилистической инвариантности.

Ее герои, будь то конкретные персонажи или типологические образы, — это, прежде всего, те, кто целеустремленно созидает, страстно борется, вдохновенно покоряет природные стихии или вершины научной мысли. Наделенные таким грузом ответственности, они всегда сосредоточенны, эмоционально уравновешенны, героически мужественны, лишены мелочной житейской суетности, обыденности, камерности. Минуя богов, Мухина демиургическим жестом создает своих героев, свою систему ценностных ориентиров. Героизируя простого человека, она поднимает его над обыденностью мира и показывает, что в ситуации без бога человек сам является гарантом, эталоном и законодателем своих моральных ценностей. Герои Мухиной оказались под стать ей самой — натуре деятельной, обладающей необычайной силой, поразительной творческой энергией и темпераментом, исключительной работоспособностью. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 7.

Создавая портрет, Мухина в большинстве случаев вводит в композицию элементы одежды, чаще всего воротнички, банты, галстуки. Детали эти безошибочно точны с точки зрения временных рамок. <...> Способ укладки волос в женских портретах, всегда индивидуальный, обязательно отражает веяния моды. <...>Образцом может служить изобилующий деталями портрет В. К. Коккинаки (1939), в котором все, от галстука до прически, повествует о человеке как о личности и о его социальном статусе. Короткие волосы с довольно длинной челкой уложены по мужской моде 1930-х годов, свидетельствуя о том, что их владелец, по меньшей мере, следил за своей внешностью. Летчик, как человек не только образованный и обладающий вкусом, но и хорошо зарабатывающий, мог позволить себе внимание к проявлениям моды. Фрагменты одежды — воротник рубашки, галстук, завязанный широким узлом, и, главное, «молния» на куртке-жакете — являются, помимо характеристики индивидуальных особенностей человека, ненавязчивым, но конкретным указанием на эпоху. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 12.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: