Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Хлеб

1938. Отлив: 1963

  • Бронза. 11 x 13 x 9
  • СО-745

  • Пост. в 1963 с завода художественного литья, Мытищи


Гипсовый оригинал, 1938 — ГРМ (СО-677).

Повторение: гипс тонированный, 1939 — ГРМ (СО-774).

Вслед за ДЕТАЛЯМИ Мухина вводит в свои скульптуры ЗНАКИ — предметы, тоже соответствующие теме, но не обязательно скрупулезно воспроизводящие реальность. Это обобщенные образные штрихи, отражающие концепцию произведения. Целью введения знаков, в отличие от деталей, является не отсылка к конкретике, а концентрация смыслового выражения, передача основной идеи в максимально сжатой форме. <...>

Особое место в этом ряду занимают эскизы скульптур для нового Москворецкого моста — три варианта композиций, которые так и не были осуществлены. Сохранилась заметка Мухиной:

«Мною были сделаны три варианта групп. Они не были даже просмотрены Моссоветом, так как суммы, ассигнованные на скульптуру, пошли на доделку моста. Вариант 1 — „Земля“ и „Море“. Вариант 2 — Группы, олицетворяющие богатства нашей страны: „Плодородие“, „Хлеб“. Вариант 3 — „Гимн Интернационала“, фигура освобожденного пролетария, которого поддерживают народы мира, и „Пламя революции“ в виде динамичной женской фигуры с факелом, вознесенной рабочим, красноармейцем и матросом, несшими в себе революционное пламя Октября»*.

Все эти композиции оснащены знаками: корзинами с плодами, рыбой, снопами, вьетнамской шляпой, факелами и ружьями. Но здесь знаки «перерастают» свою роль обобщенных штрихов и превращаются в аллегории, что ставит их в один ряд с художественными символами. В первую очередь это относится к таким элементам, как снопы и факелы. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 13-14.

*. Мухина В. И. Массовые группы для Москворецкого моста // Мухина. Литературно-критическое наследие. С. 104.

Подтекст можно найти во многих работах скульптора, особенно имеющих аллегорический смысл. Как пример можно привести композицию «Хлеб» (1938) — единственный эскиз из всех проектов для Москворецкого моста, который был доработан и выполнен в большом размере. Его орнаментальный ритм и плавность линий сильных обнаженных фигур, смягчающие общую структурную напряженность, нивелируют идеологическую направленность смысла этого произведения. Пафосная тема колхозного изобилия благодаря искренности и таланту художника получила воплощение, апеллирующее к пластике Возрождения, ставшее гимном красоте человеческого тела. Символ природного богатства с политической окраской прославления государственного устройства оказывается также вечным символом женского начала как источника и хранителя всего живого и прекрасного, что есть на земле. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 15.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: