Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Земля

Эскиз группы для Большого Москворецкого моста. 1938. Отлив: 1963

  • Бронза. 11 x 15 x 8
  • СО-747

  • Пост. в 1963 с завода художественного литья, Мытищи


Гипсовый оригинал, 1938 — ГРМ (СО-679).

Вслед за ДЕТАЛЯМИ Мухина вводит в свои скульптуры ЗНАКИ — предметы, тоже соответствующие теме, но не обязательно скрупулезно воспроизводящие реальность. Это обобщенные образные штрихи, отражающие концепцию произведения. Целью введения знаков, в отличие от деталей, является не отсылка к конкретике, а концентрация смыслового выражения, передача основной идеи в максимально сжатой форме. <...>

Особое место в этом ряду занимают эскизы скульптур для нового Москворецкого моста — три варианта композиций, которые так и не были осуществлены. Сохранилась заметка Мухиной:

«Мною были сделаны три варианта групп. Они не были даже просмотрены Моссоветом, так как суммы, ассигнованные на скульптуру, пошли на доделку моста. Вариант 1 — „Земля“ и „Море“. Вариант 2 — Группы, олицетворяющие богатства нашей страны: „Плодородие“, „Хлеб“. Вариант 3 — „Гимн Интернационала“, фигура освобожденного пролетария, которого поддерживают народы мира, и „Пламя революции“ в виде динамичной женской фигуры с факелом, вознесенной рабочим, красноармейцем и матросом, несшими в себе революционное пламя Октября» *.

Все эти композиции оснащены знаками: корзинами с плодами, рыбой, снопами, вьетнамской шляпой, факелами и ружьями. Но здесь знаки «перерастают» свою роль обобщенных штрихов и превращаются в аллегории, что ставит их в один ряд с художественными символами. В первую очередь это относится к таким элементам, как снопы и факелы. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 13-14.

*. Мухина В. И. Массовые группы для Москворецкого моста // Мухина. Литературно-критическое наследие. С. 104.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: