28 апреля 2015
Лекция «Художники блокадного города»
28 апреля в Мультимедийном кинотеатре Русского музея состоялась бесплатная лекция «Художники блокадного города».
В год 70-летия Великой Победы Русский музей приглашает вас посетить выставку "Идет война народная. 1941-1945" в корпусе Бенуа, прослушать онлайн-лекцию "Художники блокадного города", а также посмотреть виртуальную выставку "Во славу Отечества" и "70 лет Победы в Великой Отечественной войне"
Живопись, рисунки и гравюры, плакаты и скульптуры, созданные художниками в блокадном Ленинграде, на фронте, в тылу обладают одним драгоценным качеством - они достоверны.
В стихотворении Ильи Сельвинского "Я это видел" (1942) есть строфа:
"...этой муки не выразит язык.
Он слишком привычен, поэтому бледен.
Слишком изящен, поэтому скуп,
К неумолимой грамматике сведен
Каждый крик, слетающий с губ".
Художники, подобно поэтам, испытывали те же чувства, пытаясь найти в доступном им пластическом словаре только те необходимые, единственные "слова", какие позволяли выразить глубину владевших ими переживаний, передать "непостижимый ужас происходящего". Изобразительная летопись войны не приукрашивала человеческую трагедию, но, прежде всего, в лучших своих страницах отражала то достоинство, с которым люди встречали беду и старались с ней справиться.
В блокадном Ленинграде простое выживание, забота о ближнем требовали невероятных усилий воли. Но нужно было не просто выжить, сохранить достоинство и человечность, но и остаться художником. В холодном аду зимы 1941–1942 года художники жили искусством и наблюдали действительность сквозь его магический кристалл. В страшных грузовиках, везущих окоченевших мертвецов, они видели фантасмагории Гойи (Валентин Курдов), в сцене спасения раненых из-под завалов — «снятие с креста» (Алексей Пахомов). Городские пейзажи, выполненные в блокадные годы Вячеславом Пакулиным, Александром Русаковым, Георгием Трауготом, изысканно живописны, композиционно выверены, искрятся нюансами цвета. Как можно любоваться «блокадным пейзажем»! Но для художников победить ужас реальности значило переписать ее заново по законам искусства. В январе 1942 года открылась «Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны». Участники привязывали к себе работы и из последних сил несли в холодный, с выбитыми стеклами, выставочный зал Ленинградской организации Союза советских художников. В конце года выставка была перевезена в Москву и экспонировалась в ГМИИ им. А. С. Пушкина, затем побывала в Молотове (Пермь), где на период войны был открыт филиал Русского музея. В то трудное время государство выделило средства на приобретение экспонатов выставки для музеев. Значительная часть их попала в Русский музей и стала основой его военной коллекции.
Кандидат искусствоведения, член Союза художников, критик, сотрудник Русского музея. В 2002 году окончила факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Защитила диссертацию на тему «Образ мира в советской живописи конца 1920-х – 1930-х годов». В течение семи лет – преподаватель факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, читала лекции по советскому искусству в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 2011 года – приглашенный лектор Лектория Русского музея.
Сфера научных интересов – отечественное искусство XX – XXI века.
Другие лекции