Новости и события

27 ноября 2016 Чебоксары (Храм)

День матери в Виртуальном филиале Русского музея

В Виртуальном филиале Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары проведена программа, посвященная Дню матери.
Для православных христиан непревзойденный образец материнства – это Пресвятая, Пречистая Богородица – Дева Мария. Она воплотила в себе смирение, нравственную чистоту, стойкость и мужество, любовь и самопожертвование.
Вниманию посетителей Воскресной беседы с настоятелем храма архимандритом Гурием были предложены иконы Пресвятой Богородицы из коллекции Русского музея

Икона Андрея Рублева «Сретение»— одна из пяти сохранившихся икон праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире. Икона поражает монументальностью и, одновременно, лаконизмом своего композиционного решения. На ней изображены Богоматерь и Иосиф, приносящие сорокадневного младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон Богоприимец и пророчица Анна, встречающие Христа и свидетельствующие его как Мессию. Встреча (старослав. — сретение) означала свершение пророческих предсказаний.  Архимандрит Рафаил (Карелин) очень поэтично описывает значение этого события: «В день Сретения Бог, невидимо пребывающий в храме Своей благодатью, видимо вошел в него. Закрываются последние пророческие книги. Ветхий Завет уступает место Новому Завету. Так бледнеют и меркнут алмазные звезды  краса ночного небосвода  в лучах восходящего солнца. Скоро будет разрушен Иерусалимский храм, но от его основания, как молодые побеги от корня, раскинутся по всей земле христианские общины». Светлые и нежные краски иконы превосходно передают то настроение внутренней просветленности, которым охвачены участники сцены.

Творчество Дионисия во многом отличается от искусства Андрея Рублева. Его образы не имеют такой глубокой внутренней содержательности, его святые утонченнее, изящнее рублевских, но, вместе с тем, и однообразнее их. Для искусства Дионисия характерна не столько философская глубина замыслов, сколько тяготение к идеализированной красивости и внешней сюжетной занимательности. Отсюда большая, чем у Рублева, многофигурность сцен и сложность композиции. Самое главное, что связывается с представлением о живописи Дионисия, это проявившаяся в ней жизнерадостность мироощущения, полное отсутствие оттенка аскетической церковности. Искусство Дионисия светлое и радостное. Внешним выражением этих свойств явилась необыкновенная красочность произведений, сложная, тонко продуманная и мастерски разработанная палитра красок

Икона Богоматери Одигитрия происходит из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Богоматерь и царственный сын, восседающий на ее руках, как на престоле, торжественны и строги. Тонкая прозрачная живопись ликов, одежды, пронизанные голубым мерцанием, обильное золото ассистов и орнаментов — все излучает свет и созвучно словам из текста службы Одигитрии Смоленской: \"злата всякого блистаемы и утра солнечного светейши жилище Христово\". 

Слегка обозначенный наклон головы в сторону младенца смягчает холодноватую отстраненность образа Богоматери. Кисть ее правой руки, подобная колеблющемуся языку пламени, благословляет сына в мир. Кисть младенца Христа, отвечающего на благословление Марии, помещена в самом центре иконы на фоне синего треугольника ее туники. 
Представленное на иконе иконографической решение — большая редкость в древнерусской живописи начала XVI века, позднее, в XVII веке, иконы подобные иконографии получат распространение под названием \"Одигитрия Седмиезерская\"

 

 

 

 

— от названия чудотворной иконы, хранившейся в Седмиезерской Богородицкой пустыни под Казанью. Икона мастерской Дионисия — один из ранних образцов подобной иконографии, своеобразие которой находит объяснение в традиции восприятия храмового пространства как Царствия Божия на земле.

Экскурсовод Юлия Ершова представила слушателям также электронную презентацию «Святые матери-христианки в истории Церкви».

Русский православный народ воспитывался на великих святых примерах женщин-христианок древнейших времен. Пред духовным взором встают образы мучениц-христианок первых веков Святой Софии и ее трех дочерей, вынесших тяжкие, страшные муки за имя Христово. Не случайно, но по воле Божьей совершилось так, что за Христа пострадали эти три сестры, носившие по-древнему христианскому обычаю имена главнейших христианских добродетелей. Увенчанные мученическим венцом, показав всему миру силу своего непобедимого духа, Вера, Надежда и Любовь стали для всех христианских женщин на вечные времена символами и образцами тех высоких совершенств, имена которых они носили, также как их святая матерь — София стала символом истинной мудрости, заботящейся не о земном, но о небесном счастье детей своих.

Пред взором русских женщин был образ святой царицы Елены с живот­ворящим крестом, который воздвигла она из недр земных для славы и покло­нения всех народов, всех времен. Силой своей веры, своей пламенной любви к Богу зажгла она и поддержала свет Христовой веры и в сердце сына своего, равноапостольного Константина.

Вставал явственно, ярко и близко пред взором русской благочестивой женщины и образ русской Елены, святой княгини Ольги, поднявшей знамя Креста над Русской Землей.

Дивный, высокий пример материнства оставила нам мученица Царица Императрица Александра Федоровна Романова. С беспредельной исключительной заботливостью всю себя отдавала она делу воспитания своих царственных детей. И под крылом светлой любящей матери — Императрицы вырастала царственная семья кристальных светлейших чистых святых душ — Наследника и Великих Княжен. Величие духа, самоотверженность и милосердие особенно сказались во время Великой Войны, когда и Государыня и Великие Княжны взяли на себя высокий и святой подвиг работы в лазаретах,ухаживая за ранеными русскими воинами. А тогда, когда в годы кровавого позора и унижений, выпал на их долю мученический венец, прияли они свой тяжкий крест без ропота, кротко и смиренно, в часы самых тяжких мук, обращаясь к Богу за утешением и укреплением, и явили дивный пример твердости и величия духа. 

На материнстве зиждется надежда России. В руках матерей ключ к семье, к сердцу, к душе всего народа русского. И если восстановить древнюю праведность русской женщины, то не страшны будут никакие испытания, никакие беды, претерпеваемые нашей Родиной. Образы великих святых женщин-матерей будут на этом пути современной женщины-христианки. http://grazit.ru/v-svete-hristianstva-60-prorok-iliya.html?page=4

Виртуальный филиал Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: