Многие из нас на уроках рисования в школе узнали о существовании наивной, но такой солнечной и доброй – Городецкой росписи. На расписных досках гуляют барышни, скачут тонконогие кони, растут невиданные цветы...
Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.
Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба. Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.[i] Среди резных и расписных прялок в собрании Русского музея выделяется донце прялки работы Антона Васильевича Мельникова. Оно характеризует первоначальный этап становления нового приема украшения донцев, заменившего резьбу.[ii]
Своеобразная народная жанровая «картина» на прялочных донцах с её характерными «городскими» сюжетами обязана своим происхождением не только богатым художественным традициям этого края. В известной степени она продукт своего времени, результат городского влияния на быт и искусство деревни. Это влияние особенно ощущалось в промышленных районах Поволжья, и в частности в Балахнинском уезде, где крестьяне оказались больше связанными с ремёслами, судостроением, торговлей, чем с землёй. По свидетельству земского деятеля А.Карпова, исследовавшего Балахнинский уезд Нижегородской губернии в 1870–80-е годы, жители этого уезда отличались трудолюбием, предприимчивостью и грамотностью, характерной для старообрядческого населения, здесь преобладавшего. Среди них было много зажиточных, одевавшихся по-городскому, чей жизненный уклад приближался к мещанскому.[iii]
Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, "оживки" белилами - все то, что придает живописи законченность и выразительность. Николай Иванович Огуречников научил местных ремесленников варить клей, готовить краски, показал первые образцы цветочного орнамента и другие элементы, например, иконописного коня Георгия Победоносца. Мастера давно уже применяли подкраску инкрустированных предметов, поэтому были готы воспринять живописную технику.
Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".[iv] В конце XIX века появился дешевый ситец фабричного производства, который заменил ткани ручного изготовления. Так необходимые для ручного производства тканей донца, гребни, веретенца стали ненужными. Постепенно городецкая роспись перешла с прялок на чаши, солонки, разделочные доски, игрушки и даже мебель. Очень разнообразны по манерам и сюжетам росписи мочесники-коробейки для хранения веретен с пряжей. К примеру, мочесник из Нижегородской губернии, 1920-х гг., в коллекции Государственного Русского музея. Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания равновесия красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.
В начале XX века городецкая роспись приходит в упадок, что было связан с Первой мировой войной, т.к. многие мастера ушли на фронт. Городецкая роспись возродилась в 30-е годы. В этот период начали делать расписную детскую мебель и игрушки.
Во время Второй Мировой Войны погибло много молодых художников, умерло большинство старых мастеров. С ними ушло искусство. Традиции предали забвению.
Следующее возрождение промысла произошло в 50-е годы, когда Аристарх Евстафьевич Коновалов, патриарх городецкой росписи, восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику "Городецкая роспись". Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами, фабрика освоила много новых изделий: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки.[v]
За короткое время на «Городецкой росписи» была создана иконописная мастерская и начато писание икон. Иконопись здешних мастеров получила благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.
С 1995 года благословения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая на родине «старца Прохора с Городца», работавшего с Андреем Рублевым и создавшего святые образа, была создана иконописная мастерская, положившая начало возрождению иконописи в «малом Китеже» — древнем Городце.
Иконы в мастерской «Городецкой росписи» изготавливаются в строгом соответствии с технологией древней иконописи с применением естественных природных красителей, выдержанного дерева и соблюдением изобразительного канона иконописных образцов Священного Писания.[vi]
Выполненные с любовью и талантом лучшие образцы городецкой росписи заняли достойное место в музеях и стали примером для следующих поколений.
[i] http://www.perunica.ru/chistiy_ist/943-gorodeckaya-rospis.html
[ii] http://oldchest.ru/painting/gorodeckaya-rospis/
[iii] Карпов А. Валеный и щепной промыслы в Семёновском и Балахнинском уездах Нижегородской губернии. — Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности России. Вып.6. — СПб., 1880, с. 563–621.
[iv] http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_istoriya.html
[v] http://www.showbell.ru/promysly/index.php?prom=gorodets
[vi] http://promisly.ru/nhp/gorodetskaya-rospis
Храм Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары.
Комплексный центр социального обслуживания населения г. Чебоксары. Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Облако меток
- #открытие_филиала
- #лекция
- #выставка
- #виртуальная_выставка
- #виртуальный_тур
- #онлайн_выставка
- #мультимедийная_выставка
- #планшетная_выставка
- #онлайн_мероприятие
- #мастер-класс
- #конкурс
- #занятие
- #фестиваль
- #видеоконференция
- #круглый_стол
- #конференция
- #семинар
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #мультимедиа
- #рабочая_встреча_ВФ
- #Центр_мультимедиа
- #Драмматика
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #РусскомуМузею120лет
- #каталогиРМ
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Артефакт
- #100лет_реставрацииГРМ
- #ПетрI_350лет
- #Антарктида200
- #народное_искусство
- #профессия_реставратор
- #юбилей_РМ
- #Юбилей_СПб