Новости и события

23 декабря 2016 Чебоксары (Храм)

Василий Дмитриевич Поленов. Занятие для старшеклассников

Церковный  музей храма Новомучеников и Исповедников Российских посетили учащиеся старших классов школы №3 для детей с ограниченными возможностями здоровья. При первом посещении церковно-исторического музея ребята ознакомились с его основной экспозицией. Во время второго посещения гостям была предложена виртуальная экскурсия по залам Государственного Русского музея. В его богатейшей коллекции представлены полотна известного русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Они находятся в одном из залов Михайловского дворца.[i]

В.Д.Поленов (1844–1927) – один из художников-передвижников, сыгравший большую роль в развитии живописи в России. Тонкое поэтическое понимание природы сказалось в написанных им пейзажах. Об этом свидетельствуют сами названия картин, представленных на выставках Московского Товарищества художников в 1893-1900-х годах: Парит, Надвигает, Стынет, Снег тает, Непогода и другие.  В этих полотнах в полной мере проявилась чуткость художника к жизни природы, желание запечатлеть едва уловимую изменчивость ее состояния в переломные моменты жизни. Живя в Москве Василий Поленов влюбляется в московские улочки, находя в них поистине живописные места, украшенные красивыми церковными храмами с золочеными куполами и в 1878 году он создает просто неповторимый шедевр своего творчества картину с ласковым названием 'Московский дворик', который художник приметил в одном из арбатских закоулков. Данное произведение принесло художнику впечатляющий успех и популярность а его стиль написания, стал восприниматься современниками, как новый стиль, обозначенный интимным пейзажем.

В 1879 году Поленов вступил в ряды художников передвижников и часто выставляет свои работы на выставках, среди которых картина 'Бабушкин сад' получила много добрых отзывов, это произведение Стасов обозначил, как наилучшую колоритно живописную работу среди пейзажистов на то время.

Однако  «главным трудом своей жизни» Поленов считал создание цикла картин «Из жизни Христа» [ii]. Это обстоятельство побуждает исследователей обратить особое внимание на евангельские темы в творчестве художника.

История создания Поленовым картин на евангельские сюжеты охватывает несколько десятков лет творческого пути мастера. Приглашая Софью Андреевну Толстую посетить мастерскую в Москве, художник писал ей в 1908 году: «Я с большой радостью покажу Вам мои картины из жизни Хри- ста, мой “Евангельский круг”, как я их называю. Я работаю над ними около сорока лет… попрошу Вас… взглянуть на работу, которой я посвятил почти всю жизнь»[iii].

В1881– 1882 -х годах  В.Д.Поленов посетил Палестину, Сирию и Египет, изучил природу, архитектуру и быт этих стран, собрал обширный этюдный материал. Зимой 1883/84 года работа над картиной продолжалась в Риме. Там он сделал бесчисленное количество эскизов для будущей серии «Из жизни Христа». Затем, в 1885 г., в усадьбе под Подольском, где он проводил лето, закончил угольный рисунок на холсте в размере будущего полотна. Непосредственно саму картину художник писал на протяжении двух лет, в 1886–1887 годах в Москве, в кабинете Саввы Ивановича Мамонтова в его доме на Садовой- Спасской улице. Таким образом, между первыми этюдами и окончанием полотна прошло пятнадцать лет. Картина «Христос и грешница» была показана на 15-й Передвижной выставке в 1887 году. [iv]

Сюжетом картины «Христос и грешница (Кто из вас без греха?» послужил эпизод Евангелия VIII главы от Иоанна. Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».  

«Фарисеи и книжники», желавшие погубить Христа, решили скомпрометировать и Его самого, и Его учение. Христос не отвергал законы Моисея, по которым жил народ Израиля, но закон, в котором говорилось, что согрешившая женщина должна быть побита камнями, противоречил проповеди человеколюбия, которое нес в народ Христос. Таким образом, он должен был, по мнению тех, кто привел к нему женщину, отвергнуть либо закон Моисея, либо — свою проповедь. И в том и другом случае он оказался бы в ложном положении.[v]

Сам В. Д. Поленов, комментируя картину, пишет: «На ступеньках Храма в Иерусалиме. Христос сидит, окруженный учениками; внимание Христа и учеников обращено на многочисленную толпу, предводительствуемую книжниками и фарисеями; возбужденная толпа выдвигает вперед женщину; старый фарисей указывает на женщину, изобличенную в прелюбодеянии, и спрашивает Христа, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями»[vi].

Художник разворачивает действие картины на фоне повседневной жизни восточного города: люди входят и выходят из храма, беседуют, не обращая внимания на происходящее на площади; наверху, в жилой части, развешено сушиться белье, а человек на ослике – справа, надвигаясь прямо на нас, – едет по своим делам. 

Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы в Академии художеств, позволял ему выразить важные для него моральные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании - идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название[vii].

Христос Поленова очень красив, умен и спокоен. Его роль еще не началась. Он ожидает; он знает, что ничего доброго у него не спросят, что предводители столько же, и еще более, хотят его крови, как и крови преступившей закон Моисеев. Что бы ни спросили у него, он знает, что он сумеет ответить, ибо у него есть в душе живое начало, могущее остановить всякое зло.[viii]

Христос на картине самоуглублен; в нем выражено поленовское мироощущение, в основе которого - осознание истины, красоты и гармонии окружающего мира. Поленов потратил много сил на изучение палестинского пейзажа, архитектуры, костюмов, чтобы максимально воссоздать реальную обстановку описанных в Евангелии событий, но эта достоверность, археологическая и этнографическая точность сыграли и свою отрицательную роль, помешав восприятию основного замысла картины. Христос и грешница по своему значению для самого Поленова - центральное произведение в его творчестве. Но в истории русской живописи ее место относительно скромное, значительно скромнее, например, поленовских пейзажей и, может быть, даже этюдов к этой картине. Был ли сам художник удовлетворен своей работой? Очевидно, не до конца. В ряде высказываний Поленова о картине проскальзывает оттенок смутного недовольства ею, ощущение художником недосказанности, нереализованности того, о Чем мечталось во время работы. Это ощущение, по всей видимости, заставляло его вновь и вновь обращаться к евангельским сюжетам. Поленов решил начать работу над циклом картин о Христе. В 1908 г. его работа над картинами евангельской серии, которую он считал «главным трудом своей жизни», была закончена, и 58 картин цикла были показаны в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом. То «высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям. Учитель Поленова Чистяков, поздравляя художника с успехом выставки, рассказывал ему: «И много со мной художников ходило, и все молчат... Маковский Владимир - на что мудрый, и тот присмирел, говорит: "Тут чистота Христа связана с красотой природы". Это верно!» Выставки Поленова явили редкостное единодушие зрителей. «Цель им намеченная, - писал один из критиков, - была, по-видимому, гораздо философичнее, - он мечтал показать Христа в природе, привлечь природу к соучастию в Его великой жизни. В результате самая личность Христа как бы растворилась в пейзаже, отошла на второй план... на картинах Поленова Христос чувствуется в природе, в величии Капернаума; в тихой благости "засеянных полей", где, как это не странно, есть какая-то смиренность той русской природы, которую "Царь небесный исходил благословляя"»[ix].

Последней большой художественной работой семидесятисемилетнего Поленова была диорама - маленький световой театр с подсвеченными картинами кругосветного путешествия, для создания которых художник использовал свои этюды, привезенные из поездок по разным странам и России. Он сконструировал и своими руками изготовил переносной складной ящик для диорамы и сам показывал ее в школах округи. «Его увлекала, - вспоминала дочь Поленова, - идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописных эффектах транспаранта.
"Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира... С тоски можно умереть... И вдруг кругосветное путешествие!" ... Большая диорама осталась при музее. Вскоре ее открыли для публики. Со всех сторон потекли экскурсии. Отец, сидя на крылечке, любовался радостными лицами выходивших из диорамной комнаты». Стремление приносить людям радость своим искусством, сделать их жизнь немного счастливее, светлее и насыщеннее от соприкосновения с прекрасным, руководившее художником во всех его творческих замыслах, он сохранил до конца своей жизни. 
В Борке в 1924 г. встретил Поленов свое восьмидесятилетие. Сюда пришло известие о присвоении ему звания народного художника, увенчавшее его многотрудную и светлую жизнь. 

Поленов так говорил о своем отношении к искусству: «Я люблю все искусства, все они мне дороги, архитектурой я занимался, поэзией и скульптурой наслаждался, а живописью и музыкой я живу. Живопись я называю моей духовной жизнью, а музыку моей высшей любовью. Живопись давала мне величайшие радости, но и огромные страдания, музыка только первое; оно и понятно - в живописи я работник и специалист, в музыке дилетант и почти профан, живопись часто доводила меня до полного изнеможения, а музыка давала мне силы переносить тяжесть жизни». Во всеохватности Поленова, в его вхождении в разные области искусства рождался новый тип художника-универсалиста, главной фигуры эпохи стиля модерн. 

При первом знакомстве с обширным наследием Поленова может действительно показаться, что "Поленовых" много, что создатель Московского дворика - это совсем другой человек, чем автор декораций к Орфею Глюка, и что художник, написавший Христа и грешницу не мог быть соавтором Васнецова по созданию Абрамцевской церкви. Но за всем разнообразием поленовских произведений стоит одно доминирующее настроение.
Это настроение одновременно и радостного, и грустного созерцания мира вместе с присущим ему страданием и скорбью, которые как бы очищаются добром и красотой. За всем этим наследием виден человек, демократизм которого «выражается не в снисхождении к массам, а в глубокой любви к благородству человека», и художник, видящий пользу своего труда в том, чтобы приносить людям радость своим творчеством, воспитывать их красотой искусства[x]

Рассказ о творчестве В. Поленова нашим музейным гостям был продложен замечательным фильмом из серии «История одного шедевра».



[ii] Поленов В.Д. Мое художественное завещание // Василий Дмитриевич Поленов: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994. С. 25.

[iii] Письмо В.Д. Поленова к С.А. Толстой. [Борок]. 29 сентября 1908 г. Цит. по: Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова: Хроника семьи художников. М., 1964. С. 661.

[iv]  Элеонора Пастон. Василий Поленов: «Я несказанно люблю евангельское повествование». Журнал «Третьяковская галерея», 2011, № 4, с.57—69.

[vi] http://www.ippo.ru/ipporu/article/vd-polenov-hristos-i-greshnica-eskizy-i-varianty-201310

Церковный  музей храма Новомучеников и Исповедников Российских


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: