Новости и события

23 ноября 2017 Екатеринбург (музей)

Презентация макета Каслинского чугунного павильона для слабовидящих людей

Тифлоописание макета «Каслинский чугунный павильон»

Вы находитесь в зале Каслинского художественного литья из чугуна, в центре которого расположена одна из жемчужин собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств – Каслинский чугунный павильон, выполненный по проекту петербургского архитектора Евгения Евгеньевича Баумгартена. Перед автором проекта стояла сложная задача: показать пластические возможности чугуна. При создании витрины он обращается к монументально-декоративным формам неорусского стиля, популярного в это время в России. Характерная для этого направления, эклектичность позволила архитектору использовать в декоративном оформлении павильона древнерусские, византийские, скандинавские и венецианские мотивы, а также стилистику модерна.

Архитектурный памятник представляет собой редкий образец Выставочной витрины Кыштымского горного округа для Всемирной художественно-промышленной выставки 1900 года в Париже, целью создания которого было, прежде всего, привлечение внимания посетителей Всемирной выставки, необходимость выделить Касли среди сотен экспонентов класса «Малой металлургии».
Сочетание насыщенно-брусничного и ярко-желтого бархата, звонкой позолоты и контрастного ажурного литья оказалось верным решением этой трудной задачи.  Он был насыщен образцами художественного литья: внутри были устроены полки для небольших произведений, на стенах размещены бра и ажурные тарелки и блюда, на балюстраде вокруг главного входа установлены настольные композиции. У подножия павильона, на углах массивного подиума были расставлены кувшины и горшки, разложены сковороды и жаровни.
Удивительное мастерство каслинцев позволило воплотить в жизнь самые смелые замыслы архитектора: ажурные карнизы, прорезные рельефы «Ладьи», горельефы «Птицы радости и печали», скульптурные драконы дополняют друг друга, а все вместе - демонстрируют высочайшее качество работы модельеров, формовщиков и литейщиков.
Дальнейшая судьба этого памятника омрачена многолетним забвением: в 1922 году фрагменты павильона, спасая от переплавки, передали в музей при Уральском обществе любителей естествознания. Только в пятидесятые годы прошлого века началось воссоздание павильона, окончательно обретшего свой первоначальный облик после восстановления тканевого убранства в год своего 110-летия.
В 1985 году Каслинский павильон был зарегистрирован в Международном каталоге ЮНЕСКО как раритет – уникальный художественный памятник мирового значения.

Каслинский павильон состоит из  1542 чугунных  деталей  и  деревянных  рам, образующих каркас. Высота архитектурного памятника с установленными наверху штандартами составляет 7 метров 20 сантиметров. Ширина шесть метров и глубина пять метров семьдесят сантиметров.   

На подиуме с правой стороны от центрального входа архитектурного сооружения установлен макет Каслинского чугунного павильона, выполненного в технике 3-d печати на основе полимера. Макет представляет собой уменьшенную копию экспоната масштабом 1:100 без штандартов.

Он имеет условно-схематичный характер, позволяющий представить конструкцию и детали павильона, и установлен также на подиум, который имеет с центральной и боковых сторон две ступени. Сам макет павильона, как и оригинал, состоит из трех ярусов в форме куба со сквозным верхом. Нижний ярус более массивный и основательный, а средний и верхний ярусы заполнены сквозными рельефами, что придают павильону ажурность и особую красоту.

На центральном фасаде презентабельный парадный вход, ограждённый парапетом с рельефами и украшенный балдахином из красного бархата с золотым шитьем с ритмично повторяющимися эмблемами – скрещенными молоточками с кайлом посередине. Сам балдахин напоминает шатер и держится на пиках-упорах.

Правый и левый боковые фасады имеют симметричные выходы с верхними навесными конструкциями, рельефно повторяющими арочный свод. Чуть выше на навершие самого архитектурного памятника указана надпись «Кыштымские горные заводы», а над ней надпись «Кыштымские горные заводы наследников Расторгуева», разделенная скульптурным изображением двуглавого орла.

На заднем фасаде в верхнем ярусе по центру выполнен эркер с тремя полукруглыми ажурными окнами, навеянными мотивами итальянской архитектуры эпохи Ренессанс. Чуть ниже в среднем ярусе Каслинского павильона представлен горельеф Марии Львовны Диллон, изображающий женщин-птиц и выполненный по мотивам картины Василия Михайловича Васнецова "Сирин и Алконост. Вещие птицы. Песни ра­дости и печали" (1897). Помимо этого на полукруглых фронтонах боковых задних стенок верхнего яруса установлены скульптуры драконов, раскрывших свои крылья и пасть, словно оберегающих и пророчащих победу Каслинским мастерам на Международной выставке в Париже.

Информационно-образовательный отдел ЕМИИ, Благотворительный фонд Русской медной компании


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: