Новости и события

09 августа 2018

Выставка "Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа"

9 августа в Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась выставка, посвященная новой атрибуции уникального живописного шедевра.

Среди работ Карла Павловича Брюллова в собрании Русского музея есть портрет, традиционно считавшийся изображением некой Ульяны М. Смирновой. Он датируется концом 1830-х годов и отличается высокой степенью завершенности и мягкой лиричностью образа, свойственной лучшим произведениям «великого Карла» в жанре так называемого интимного портрета. 

Несмотря на то, что подпись художника на картине отсутствует, ее авторство ни у кого никогда не вызывало сомнений. Портрет, поступивший в собрание Русского музея в 1920 году, ранее находился в Мраморном дворце в собрании великого князя Константина Константиновича. Некоторое время картина обозначалась просто как «Женский портрет». В качестве изображения Ульяны М. Смирновой картина впервые была опубликована в монографии Э. Н. Ацаркиной, посвященной К. П. Брюллову. Однако биографические данные У. М. Смирновой не были выяснены.

Недавно атрибуция портрета была полностью пересмотрена. Выставка позволяет проследить подробную историю определения специалистами Русского музея подлинного имени изображенной на портрете — великой княжны Александры Николаевны (1825–1844), младшей дочери императора Николая I. Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что это единственный практически завершенный портрет члена императорской семьи в творческом наследии К. П. Брюллова. По этой причине случай определения подлинного имени персонажа живописного шедевра «великого Карла» можно считать уникальным.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: