28 мая 2019
Алгоритмы в живописи. Свет от иконы до авангарда
Особая жизнь света - это центральный вопрос создания мультимедийных пространств и произведений искусств.
Средневековый христианский художник мыслил храмовое пространство, как грандиозный световой перформативный художественный комплекс, в котором свет являлся самим фактом присутствия в храме Бога. И впоследствии из мозаики в икону эта великая световая драматургия и перешла. Фантастическим взрывом оказалось использование накопленных средневековой культурой физических световых возможностей в живописи авангарда.
Поэтому в лекции будет проведена линия от средневековья к авангарду. Хотя на этом длинном многовековом пути появятся такие яркие фигуры, занимавшиеся светом, как, например Караваджо, Куинджи, Коровин, на крайних полюсах оказывается византийская храмовая культура и лучизм Михаила Ларионова.
Структурный анализ произведений искусства - тема глубокая и очень давняя. И в целом всё то, что описывается выражением «Как создано произведение?», вполне может быть описано понятием алгоритма.
Прозорливые художники начала 20-го века были, вероятно, первыми, кто встал на путь современного исследования алгоритмов в живописи. Насколько близок язык искусства научной картине мира - понять возможно, только если пригласить в помощники физику и математику.
Подписаться и смотреть лекцию на Медиапортале Русского музея
Лектор:
+ Бирюкова Светлана Владимировна
Заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея».
В 1986 году закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, с 1987 года работает в Государственном Русском музее.
Автор сценариев ряда мультимедийных ресурсов (с 1997 г.), вошедших в Медиатеку проекта, в том числе программ, посвященных коллекциям музеев России, игровых программ для детей, компьютерных фильмов о картинах Русского музея.
Опубликовала ряд статей по русской художественной культуре первой половины XVIII века, соавтор ряда каталогов по искусству авангарда из музеев России.
Другие лекции