26 марта 2020
Лекция "Картина, стиль, мода"
Стиль и мода, одна из наименее исследованных тем в нашей истории. Столь представительная музейная выставка впервые поставила вопросы взаимоотношений этих понятий. Внушительный исторический раздел XVIII и XIX столетий, - дополненный произведениями из частных коллекций и эрмитажного собрания, предметы прикладного искусства, - фарфор, декоративные ткани, шали и так далее, - знакомил, прежде всего с костюмом.
ХХ век вывел на авансцену новые соотношения стиля и моды – они были показаны через формы искусства и дизайна. Они «прочитываются» в радикальных произведениях мастеров авангарда (О.Розанова, Л.Попова, В.Степанова). Костюм был частью дизайна, и позже вошел в европейский стиль ар деко. Сам же стиль лучше всего ощущался в графике – вывесках, рекламе, рисунках костюмов.
Чтобы акцентировать прерывистость понятия «модного», выставка демонстрировала парадные портреты героев эпохи сталинского ампира, с точным воспроизведением деталей, но никак не раскрывающих характерный для времени силуэт. Гармония линии, модные силуэты, правильные линии прочно связаны с шестидесятыми, где «простые платьица» девушек стиля Кардена и Диора узнаваемы в произведениях отечественных художников.
Тенденция «модного» полностью меняется в последнем разделе 90-х – начала нулевых годов. Мода – это уже не костюм или модное платье, это прежде всего, арт-обьект. Здесь выставкой акцентирован совсем другой контекст – существования моды как искусства. Его новые параметры – одежды-скульптуры, одежды-оболочки, технологическое и утопическое платье, или платье, «которое нельзя носить». Раздел представлял единую выставочную инсталляцию, где показана идущая толпа (автор моделей Татьяна Парфенова). Она не дает рецептов модного, она скорее некий «срез», где перед нами современные «короли и королевы», высокое и низкое, богатство и бедность… К ней не применимы критерии оценок красоты, связанные со стилем. Ожидание зрителя в этом разделе были удовлетворены тем, что он ощущал себя частью этой инсталляции.
А что же наш вопрос о модном завтра, который был задан выставкой? Найти ответы можно было на лекции Маргариты Костриц.
Лекция транслировалась в прямом эфире на официальном канале проекта на YouTube
В 1971 г. окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, с 1971 работает в Государственном Русском музее.
Старший научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея, член Петербургского отделения Международной ассоциации искусствоведов (AICA).
Постоянно занимается коллекционированием произведений для собрания государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Это весьма специфические коллекции, представляющие интересные локальные явления российского и, в частности, петербургского искусства - скульптура, теряющая черты своей пластической наполненности и обретающая качества пространственной инсталляции, или, наоборот, скульптура, пластические черты которой -может быть, последняя реалия, сохранившаяся в петербургской школе; не зафиксированный советскими искусствоведами стиль ар деко (art deko), давший уникальные произведения в текстиле и фарфоровой пластике; современный дизайн, который в классическом его понимании не характерен для русского искусства, представляющего редкие работы новой школы.
Как экспозиционера и куратора выставок современного искусства, ее увлекает задача создания "образа" искусства, соединения разных по видам и временам произведений, репрезентации стилей и связанных с этим экспозиционных проблем.