30 октября 2020
Мастер-класс «Михаил Нестеров „Святая Русь“. Этапы и процесс реставрации»
30 октября состоялся онлайн мастер-класс по реставрации живописи, в ходе которого было рассказано обо всех этапах восстановления полотна «Святая Русь», написанного Михаилом Нестеровым. В рамках трансляции был организован телемост с Филиалом Русского музея в городе Кемерово на площадке Музея изобразительных искусств Кузбасса, где проходит первая выставка картины вне стен Русского музея после реставрации, завершившейся осенью 2019 года, на благотворительные средства ПАО «Газпром».
В телемосте приняли участие заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению, реставрации музейных ценностей Ольга Анатольевна Бабина, директор Музея изобразительных искусств Кузбасса Лариса Ивановна Мызина, сотрудники музеев Кемерово.
Онлайн мастер-класс провела Ольга Юрьевна Клёнова, ведущий художник-реставратор Русского музея, благодаря которой зрители узнали о том, как были решены проблемы сохранности картины, смогли проследить за всеми этапами восстановления полотна – от перемещения картины в корпус Бенуа для проведения работ до ее возвращения и презентации посетителям музея. Кроме того, участники познакомились с некоторыми профессиональными открытиями, которые были сделаны во время работы.
Картина, поступившая в коллекцию Русского музея в 1921 году, считается одним из наиболее характерных произведений русского искусства «серебряного века». На рубеже XIX—XX веков в России получают распространение религиозно-философские идеи, сутью которых становится познание духовной природы русского человека и российской государственности, размышление об их дальнейшей исторической судьбе. Произведения Михаила Нестерова во-многом были отражением этих исканий. «Святую Русь» художник считал своеобразным итогом своего творчества, говоря, что «после нее хоть и на покой — все главное будет сказано».
Содержание полотна, по замыслу автора, определяли евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы». Нестеров задумал изобразить саму Русь — хранительницу истинно христианской веры, и весь русский народ, который движется к своему нравственно-религиозному идеалу.
Художник работал на картиной на протяжении шести лет: неоднократно менял композицию и цветовое решение, переделывал образы, переписывал целые фрагменты. Эти трансформации позднее плохо повлияли на состояние сохранности полотна. Многослойность, отсутствие межслойных обработок, фактурные прописки по высохшему красочному слою, привели к возникновению закономерных процессов нарушения связи между слоями. Естественные процессы старения вызывали развитие кракелюра — мелких трещинок на поверхности картины. Со временем к этому добавились и другие дефекты. К 2019 году техническое состояние картины требовало сложной комплексной реставрации.
Ведущий художник-реставратор высшей категории.
В Русском музее работает с 1981 года.
Автор статей и докладов о реставрации станковой масляной живописи.
Занималась реставрацией многих известных произведений из коллекции Русского музея: О. А. Кипренский «Портрет Князя Г. Гагарина ребенком», В. Л. Боровиковский «Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена» и «Портрет вице-канцлера А. Б. Куракина», Д. Г. Левицкий «Портрет А. П. Левшиной» из серии «Смолянки», В. Кандинский «Серия из четырех картин на стеклах», Н. К. Калмаков «Женщина со змеями», И. И. Машков «Дама с контрабасом» и др.
В 2019 году, совместно с художниками-реставраторами М. Р. Дашкиным и Н. Е. Романовой, выполнила сложную реставрацию картины М. Ю. Нестерова «Святая Русь». Редакцией газеты «The Art Newspaper Russia» эта работа была номинирована на премию в разделе «Реставрация года» за 2019 год (Long List).
Награждена почётным знаком II степени Правительства Санкт-Петербурга «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» и премией Правительства Санкт-Петербурга «За вклад в развитие реставрационной отрасли в Санкт-Петербурге».
Другие лекции