03 декабря 2020
Онлайн-лекция «Интернет-культура и художники»
Новые технологии стремительно вторгаются во все сферы нашей жизни, в том числе и в область искусства. Художники по-разному реагируют на повсеместную цифровизацию. Часть авторов обращается к новейшим техническим средствам и широко применяет их для создания своих работ (AR- и VR-технологии, 3D-печать, компьютерная графика, искусственный интеллект и т.п.). Но, пожалуй, главной тенденцией последнего десятилетия стало критическое осмысление художниками Интернет-культуры, причем как с помощью самих дигитальных технологий, так и за счет тотального отказа от них и ухода в традиционные (или даже архаичные) художественные практики.
На лекции ведущего научного сотрудника отдела новейших течений Русского музея Анастасии Ивановны Карловой особое внимание уделялось творчеству петербургских авторов 2010-х годов, для которых тема новых технологий стала центральной или оказалась объектом художественного осмысления в отдельных проектах (Максим Свищёв, Владимир Абих, Егор Крафт, Иван Тузов, Иван Плющ и др.).
В конце лекции художники, о творчестве которых пойдет речь, присоединились к диалогу онлайн. Задать вопросы им и лектору зрители могли в комментариях к трансляции на канале Youtube и в социальных сетях.
Участие в лекции принимали:
Максим Свищёв – петербургский художник, автор цифровой анимации, видеоарта и виртуальной скульптуры. Создает модели в формате трехмерного объекта, сохранившего признаки цифрового медиа. Для его работа характерны: свободное формообразование, интенсивные экранные цвета, и образы, свободные от локальных ассоциаций и культурных якорей. Проектируя виртуальный макет для реально существующего пространства, художник вступает в диалог со средой, а цифровую игру наслаивает на традиционную изобразительность.
Владимир Абих – петербургский художник, работает на стыке различных медиа и направлений: стрит-арт, интервенция, инсталляция, видео. Основные темы произведений Владимира Абиха – размышление о месте человека в информационном пространстве и исследование влияние виртуального на реальное. Творческий метод художника строится на переосмыслении наследия стрит-арта, работе с текстом и языковыми явлениями.
Иван Тузов - петербургский художник, участник арт-группы «PARAZIT». Создаёт цифровую графику и мозаичные объекты из кафельной плитки и пластиковых трубочек, имитируя пиксельную 8-битную эстетику старых компьютерных игр. Совмещает методы глитч-арта, абстракции и компьютерной графики, занимается «развиртуализацией». Комически изображает устойчивый набор персонажей: героев поп-культуры, исторические фигуры и социальные типажи.
Иван Плющ – петербургский художник, автор инсталляций и произведений живописи. Работает в созданном им самим стиле «концептуальный формализм», основная идея которого: «только форма может передать стоящую за ней идею». С помощью техники «flowing» (утекающая живопись) изображает движущиеся фигуры, визуализируя размышления о существовании и длительности жизни.
Егор Крафт – интердисциплинарный художник и исследователь. Живет и работает в Берлине, Лондоне, Санкт-Петербурге и Москве. Автор проектов, объединяющих различные медиа, науку, критические исследования, философию и искусство. Тематизирует в своих работах проблему влияния современных технологий на сознание и восприятие человека.
Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея (с 2004 года), кандидат культурологии, искусствовед.
В 2005 году окончила кафедру истории искусства исторического факультета и продолжила образование в аспирантуре кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского университета. В 2009 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музей современного искусства в культуре ХХ века». В 2007-2017 гг. – приглашённый преподаватель кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского университета. В 2013 г. – приглашенный преподаватель Университета Ювяскюля (читала авторский цикл лекций «Петербургское искусство 1990-х-2000-х годов» на английском языке). Победитель Конкурса индивидуальных грантов для молодых преподавателей Благотворительного фонда В. Потанина (2012-2013 гг.).
Куратор ряда выставочных проектов Русского музея (2004-2019 гг.), посвящённых творчеству Жени Шефа, Ли Кванг-Ха, Мэтта Лэмба, Штефана Шпихера, Энди Уорхола, Ладисласа Кийно, Кати Медведевой, Георга Маттеса, Маркуса Толльмана и других современных художников. Сценарист документального видеофильма о международной системе музеев Людвига.
Автор многочисленных статей и публикаций, в том числе в каталогах и сборниках Русского музея («Музей Людвига в Русском музее», «Страницы истории отечественного искусства» и др.). В 2012-2014 гг. вела авторскую рубрику «Музей современного искусства» в журнале «Диалог искусств». Участник различных всероссийских и международных искусствоведческих, культурологических и философских научных конференций.
Область научных интересов: Современное искусство, Цифровое и видео искусство в современном художественном процессе, Музей современного искусства как феномен культуры.
Другие лекции