02 апреля 2021
Петербург 1990-х: Новая Академия Изящных Искусств в Музее Людвига, Будапешт
Новая Академия Изящных Искусств –– самый необычный и скандальный художественный проект в российском искусстве конца ХХ века (теперь его относят к нарождающейся истории квир-культуры), был анонсирован Тимуром Новиковым в 1989 году. Предыдущее движение Новикова – «Новые художники», начавшееся десятилетием ранее, в подмороженном позднесоветском городе зажигало фейерверки экспрессивного анархического творчества. В эпицентре бурных социальных перемен эпохи перестройки Новиков, наоборот, выступил зачинщиком эстетической контрреволюции и начал утверждать равнение на классику, идеальный настрой в духе максимы О. Уайльда «Всем современным в нас мы обязаны античности».
Возрождение неоклассики, в Петербурге вполне естественное, многими воспринималось как «скандалон», то есть камень преткновения в движении новейшего искусства. Между тем, именно неоакадемисты, возрождая старинные фотографические техники, оживляя собой живопись и скульптуру, одновременно создавали искусство новых технологий. Неоакадемизм, как писал Новиков, наступал под зелеными экологическими знаменами и стал ранним примером международного движения ретрофутуризма.
Искусство неоакадемизма лучше всего подходит современным представлениям о творчестве как процессе «включения» всего человека в органическую жизнь сообщества. Подобно «Новым художникам», неоакадемисты являлись дружеским кругом, где профессора и студенты становились друг для друга моделями, экспериментировали мультимедийно с видеоартом, поэзией, новейшей модой, режиссировали спектакли и праздники в императорских дворцах.
В своем манифесте «Несколько мыслей по поводу такого странного явления как неоакадемизм» (1991) Новиков назвал своих товарищей «шайкой пигмалионов», не скрывая утопичности своего начинания. Выставка в Музее Людвига в Будапеште под названием «Абсолютная красота. Неоакадемизм в Санкт-Петербурге» (2015) впервые показала десятилетнюю историю этой воплощенной утопии во всех ее элементах: историю поисков в Петербурге идеальной Европы и первого в новейшей художественной практике движения за экологию художественного образа.
Трансляция прошла на канале Youtube, медиапортале Русского музея и в социальных сетях.
Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, кандидат искусствоведения, доктор философских наук. Искусствовед, куратор и арт-критик. Специалист по русскому и зарубежному искусству XX—XXI веков.
Другие лекции